Минфин строителям: увеличить стоимость заключенных контрактов можно, но денег для этого нет

Минфин строителям: увеличить стоимость заключенных контрактов можно, но денег для этого нет

Любая торговка на рынке знает, что, если цены на ее товары завышены, успешной торговли не будет. Закрадывается сомнение, а известно ли об этом нашему государству?

Проблема ценообразования в строительстве давно стоит на повестке дня. Этот вопрос сильно влияет на работу всей отрасли. Понять это несложно: если в индустрии не циркулирует нормальный механизм реального формирования цен, это всегда напрямую влияет на итоги работы, искажает рыночные стимулы. В стройкомплексе проблема особенно обострена потому, что уж очень долго она тянется. Сегодня наступил новый этап, когда нужно искать срочные решения.

 Цена роста цен

Строительная отрасль столкнулась с быстрым и масштабным ростом цен на строительные материалы. Например, расценки на арматуры выросли на 100%. Подорожали и изделия не из металлов. Это сильно влияет на ситуацию в отрасли, делает многие проекты не рентабельными. По словам президента НОСТРОЯ Антона Глушкова, новая реальность напрямую влияет на действие 44-ФЗ. Многие заключившие на торгах контракты подрядчики остаются без прибыли, а то и несут убытки, некоторые же близки к банкротству. Это вполне закономерно, учитывая, что стоимость сооружения многих объектов подскочила от 10 до 30%.

Можно ли как-то повлиять на ситуацию? Согласно законодательству, существует возможность корректировки стоимости контракта в пределах 30% от его первоначальной величины. Но тут есть ограничения, это относится к договорам на сумму свыше 100 млн руб., сроки строительства которых превышают 1 год. Все другие объекты под действие этого правила не попадают.

По словам Антона Глушкова, есть идея снизить планку по объектам до 10 млн руб., иначе большое число малых и средних строительных компаний останутся вне строительного процесса. Но для этого нужно корректировать 44-ФЗ. Без этого мы столкнемся с тем, что никто не захочет строить. Уже сегодня для многих строек трудно отыскать подрядчиков; те просто не хотят рисковать.

Экономика терпит серьезные убытки. За 2019-2020 годы 15% контрактов не исполнены в срок. В 2019 году сумма неисполнения достигла 509 млрд рублей, в 2020 году – 312 млрд рублей.

Причем, эта ситуация относится не только к новому строительству, но и к сфере капитального ремонта. Сегодня 45 тысяч договоров-подрядов на капремонт находятся под риском расторжения либо не исполнения на общую сумму в 90 млрд рублей. До 60% всех торгов объявляются не состоявшимися по причине того, что на них либо никто не выходит, либо выходит всего один участник.

Переход может не состояться

Процесс ценообразования даже в рыночной экономике не может быть целиком стихийным, он должен происходить в рамках определенного инструментария. Сегодня возник острый вопрос: что делать с ранее заключенными контрактами? Если их исполнять в прежних параметрах, без учета роста цен, то для многих подрядчиков это кончится плачевно. Сергей Лахаев, заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию, уверяет, что помогает решать эту проблему пересчет индексов сметной стоимости строительства. Работа эта непростая, но она происходит: в I квартале 2021 года она проводилась в 65 регионах. Это позволяет наладить мониторинг цен, который в свою очередь позволяет выделять так называемые ценовые зоны. Правда, пока пересчет индексов носит достаточно узкий характер, им охвачены далеко не все сферы строительства.

К тому же частота изменения цен на рынке строительных материалов значительно выше частоты выпускаемых индексов. Ресурсы, по которым мы отчитывались для расчета индексов за 1 квартал, через месяц поднялись опять. Хорошо, мы их отразили в отчете за 2 квартал, а через месяц они поднялись опять, отмечает заместитель директора ГАУ «Центр проектных экспертиз и ценообразования в строительстве» Калининградской области Ирина Панина.

Ситуация должна поменяться к лучшему с начала 2022 года, когда ценообразование в строительстве перейдет на ресурсно-индексный метод. Но и тут остается много неясного.

Основным инструментом действия ресурсно-индексного метода должна стать единая автоматизированная информационная система ФГИС ЦС. Но, как признает Серей Лахаев, пока она наполняется медленно. Поставщики стройматериалов не спешат загружать в нее информацию о ценах на свою продукцию. Это в свою очередь затрудняет формирование объективной рыночной цены. И что будет дальше, не совсем ясно, при этом времени осталось не так уж и много.

На грани возможного

Можно много теоретизировать на тему ценообразования, на то, как создаются и действуют механизмы формирования цен, но по-настоящему становится понятным весь драматизм ситуации, когда о ней рассказывают ее «жертвы». Вот что, к примеру, говорит один из руководителей строительной компании из Кузбасса.

По его словам, приходится иметь дело с очень несовершенной проектно-сметной документацией и огромным несоответствием с рассчитанной на ее основе сметной и реальной стоимостью объекта. Отсюда проистекает массовое несоблюдение контрактов.

Рентабельность в строительстве с 2018 года постоянно снижается. В Кузбассе многие даже крупные подрядчики подошли к своему финансовому пределу по себестоимости, за которым яма падения. Тянуть с пересчетом сметной стоимости больше нельзя, это надо делать прямо сейчас. По заключенным контрактам цены рассчитаны давно и уже не соответствуют реальным. В такой ситуации многие строительные компании просто не в состоянии работать на контрактной основе. Кто будет заключать новые контракты и строить, если ничего не изменится, неизвестно.

 Не делать резких движений

Складывающуюся ситуацию кардинально может изменить только государство. Однако, судя по всему, у него свой взгляд на существо вопроса. Заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров полагает, что в 44-ФЗ рано вносить коррективы. Закон принес много пользы строительной отрасли, и прежде, чем что-то в нем менять, нужно провести тщательный мониторинг и анализ того, что происходит на рынке. Говорить же огульно о том, что все подорожало, неверно; что-то подорожало, а что-то снизилось в цене. Поэтому требуется комплексный взгляд и только затем можно принимать решения.

Как говорит чиновник, чтобы менять стоимостные показатели ранее заключенных контрактов, у регионов должны быть на это средства. У федерального бюджета уж точно денег на эти цели нет. У строительных же компаний никто не отменял коммерческие риски, и подорожание проектов входит в их число. Подрядчикам необходимо брать во внимание этот момент. Государство не намерено субсидировать стройки.

Ответ главного распорядителя государственных средств – Минфина ясен, на спасение экономики для помощи одной из самых важных отраслей денег у него нет. А потому, что будет со строительством при нынешнем галопе цен, остается не ясным. Конечно, оно не умрет, но то, что строить будем меньше, вызывает мало сомнений.

Владимир Гурвич

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on facebook
Share on twitter

Планируете сами во всем этом разбираться?

Или нужен помощник, тот кто расскажет объяснит и научит?​

Получите индивидуальное предложение по телефону:

8 (8422) 48-35-00

Наши клиенты получают:

Наши клиенты выбирают годовую подписку на обновления т.к. у нас в течении года более доплат не требуется.

Будь с нами!

Учись, повышай свой уровень

Курсы СМЕТНОЕ ДЕЛО на базе УлГТУ
Подробнее
Cоставление смет на монтаж оборудования
Подробнее
Ценообразование в проектировании
Подробнее
Previous
Next

Ознакомьтесь с нашим программами

Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on email
Email

Последние новости