На строителей надвигается очередной «кошмарик»: электронное актирование

На строителей надвигается очередной «кошмарик»: электронное актирование

Акты выполненных работ на объектах госзаказа с 1 января 2022 года будут формироваться только в Единой электронной системе госзакупок

Российских строителей, работающих на объектах госзаказа, с 1 января 2022 года ожидает очередная законодательная и техническая новелла: электронное актирование. Как показал самый предварительный опрос, мало кто об этом знает и еще менее кто пытается разобраться. И при этом дата перехода на электронное актирование определена и переносить ее никто не будет. Об очередной «неожиданности» мы беседуем с президентом Союза инженеров-сметчиков Павлом Горячкиным:

— Павел Владимирович, вы, пожалуй, одним из первых подняли на своих ресурсах вопрос о переходе на электронное актирование с 1 января 2022 года. Реакция соответствующая – никто не знает, не понимает, не обращает внимания. Но, похоже, что эта процедура далеко не такая простая, как кажется сто стороны?

— Совершенно верно, все далеко не так просто, и то, что мы проводим этот разговор за полгода но наступления данного неотвратимого события – это очень хорошо. Потому что мне не хотелось бы, чтобы с 1 января 2022 все «встали на уши» из-за необходимости электронного актирования.

Тема эта возникла не сегодня, а где-то в 2018 году, ее основной инициатор — Федеральное Казначейство, которое является оператором Единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС). Более того, уже начиная с прошлого года, в порядке эксперимента на добровольных началах стороны госконтрактов могли переходить на систему электронной приемки работ или электронное актирование. Для этого необходимо прописывать в госконтракте относительно электронной приемки  условие о том, что оформление документов, сопровождающих передачу от исполнителя к заказчику результатов исполнения контракта, производится с помощью функционала Единой информационной системы.

Также недавно принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 г. N 1659-р об утверждении «перечня главных распорядителей средств федерального бюджета, которые как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, и информация о которых подлежит включению в реестр контрактов, для формирования и оплаты денежных обязательств при исполнении указанных государственных контрактов положения о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок» — это прямая цитата из документа.

То есть, процедура уже началась. И следующий этап – 1 января 2022 года, когда все госзакупки будут переведены на электронное актирование.

— По Вашему мнению, заказчики и подрядчики готовятся к переходу на электронное актирование или это будет очередной «новогодней неожиданностью»?

— Во-первых, о дате 1 января 2022 года уже заявлялось, Казначейство стало активно говорить об этом с начала 2019 года, но в открытых кругах, в том числе в строительной отрасли, эта тема практически не обсуждалась. Многие вообще не понимают, о чем идет речь, а я могу сказать, что это может стать очень серьезной проблемой. Во-вторых, откуда взялась дата 1 января 2022 года? Совсем недавно был принят федеральный закон 360-ФЗ – так называемый оптимизационный пакет, который значительным образом изменил 44-ФЗ. Там много новаций, и одна из них – это то, что формирование и подписание документов о приемке выполненных работ (ее результатов), а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок станет обязательным с 1 января 2022 года. И основанием для этого как раз и является Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ, которым статья 94 «Особенности исполнения контракта» Закона о контрактной системе 44-ФЗ дополнена соответствующими частями 13-16.

Если извещение будет размещено до 1 января 2022 года, заказчик может оформить приемку по-старому — принимать работы традиционным методом, на бумаге, «с мокрой печатью и живой подписью». А если закупки размещаются после 1 января 2022 года, электронное актирование становится обязательным.

И вот здесь мы видим целый ряд подводных камней, о которых многие наши профессиональные участники рынка и не догадываются. Напомню, что в строительстве есть понятие «исполнительная документация». К ней мы относим основные акты выполненных работ по форме КС-2, справки о приемке выполненных работ по форме КС-3, акты о приемке законченных объектов по форме КС-11. На основании КС-2 выписывается счет-фактура. Сегодня по соглашению сторон все это можно делать в электронном виде. Есть специальные программы, электронные бланки, все это можно подписывать цифровой подписью. И многие думают, что после 1 января 2022 года ничего не поменяется, и они будут также делать, как и раньше, но просто размещать этот акт в Единой информационной системе госзакупок, подписываться цифровой подписью – и все. Но на самом деле это не так.

— А как?

— Все гораздо сложнее – в этом и заключается вся проблема. Система электронного актирования – это перевод ВСЕХ процедур приемки выполненных работ в Единую информационную систему. То есть акт выполненных работ не формируется по форме КС-2 в соответствующих программах и уже как готовый документ размещается в ЕИС — а он формируется непосредственно в Единой информационной системе, причем собственноручно.

Если вы думаете, что сформируете Акт приёмки выполненных работ в сметной программе, а потом просто разместите его в ЕИС, то вы очень заблуждаетесь! Вам придётся формировать акт по каждой позиции непосредственно в системе, и не просто переносить или вводить данные ручками, но система еще и сама считать будет все построчные итоги после заполнения граф стоимости единицы и количества!

А заказчик потом непосредственно в системе ЕИС должен будет принимать работы по каждой позиции акта. Для работ по строительству, содержащих конструктивные решения (виды работ), приемка заказчиком производится по каждому конструктивному решению (виду работ).

Так что не все так просто!

Для формирования такого акта Федеральное Казначейство взяло за основу так называемый Универсальный передаточный документ (УПД).Он с 2013 года имеет право на существование, но его применение носит добровольный характер. Это не что иное как совмещенная форма акта приемки и счета-фактуры.  По законодательству для сторон контракта допускается разработка собственных форм, главное, чтобы в них был набор обязательных реквизитов – наименование, стоимость, общая стоимость и так далее. Такая форма есть, и Союз инженеров-сметчиков неоднократно разъяснял, что вместо формы КС-2 можно пользоваться для приемки товаров и работ УПД.

И вот теперь Казначейство взяло этот документ за основу, с учетом строительной специфики. Что меня в этом вопросе беспокоит? Одно дело – акты приемки от поставщиков мебели или организаторов концертно-зрелищного мероприятия. В этих актах может быть от нескольких штук до нескольких десятков позиций – нет проблем, такой акт легко сформировать. Но в строительстве будет в электронном акте будет вестись приемка большого количества видов работ и конструктивных элементов, и это могут быть сотни и тысячи позиций. И каждая позиция должна быть внесена в эту форму вручную.

Что касается стройки, то, по нашей информации, Федеральное Казначейство обратилось в Минстрой России, были проведены какие-то совещания, на которых никто из профессиональной среды почему-то не присутствовал, и с Минстроем была согласована форма электронного акта с учетом строительной специфики. Эта форма – не что иное, как тот же самый передаточный документ, в котором изменены названия граф: наименование конструктивных элементов и видов работ. И если в УПД основная форма  — номер по порядку, то здесь – номер позиции в смете контракта. То есть, изменения в форме небольшие. Но при этом учет работ будет осуществляться на основе не единичных расценок на виды работ, а на основе конструктивных элементов и укрупненных комплексов работ.

Мы неоднократно предупреждали, что при расчетах за выполненные работы по конструктивным элементам и комплексам работ всегда есть опасность, что будут «закрываться» фактически невыполненные в отчетном периоде (этапе исполнения контракта) отдельные виды работ, что обусловлено технологией их производства, в том числе с технологическими разрывами, но без выполнения которых конструктивный элемент не может считаться законченным, а отдельные материалы и конструкции «в деле» или «проектном положении».

При этом проверкой того же Казначейства может быть установлено, что работы выполнены не в полном объёме, но приняты и полностью оплачены в результате внесения в акты приемки заведомо ложных сведений.

Тут нужно быть предельно внимательными!

         Смотрите дальше: электронное актирование подразумевает, что первоначальный акт в единой информационной системе формирует подрядчик. То есть, вначале идет классическая приемка работ на стройке, формируется вся документация, в том числе, исполнительно-техническая, формируется акт по форме КС-2. От этого подрядчика никто не освобождает. А дальше он должен приступить к наполнению в Единой информационной системе этого же акта, вручную набирая там все позиции. При этом невозможно подтянуть данные из классического акта, потому что протокол импорта-экспорта данных пока не рассматривается. Так что подрядчику придется выделить для этой работы какого-то сотрудника компании, который должен вручную в информационной системе забивать все данные из акта КС-2.

— Это же колоссальная, дурацкая работа, которая будет сопровождаться множеством ошибок и опечаток! В конце концов, человеческий фактор еще никто не отменял.

— Согласен с вами, тем более, что и это еще не все! Нужно не просто ввести данные в эту систему – система на основе этих данных будет сама считать стоимость работ для акта! Вот в чем самая большая проблема! При этом в единицах измерений выполненных работ в ЕИС нет никакого порядка. Например, в чем измерять комплекс работ «Устройство перекрытия» — в метрах, кубометрах, тоннах? Ясности никакой нет.

Далее. Когда в электронном акте заполняется стоимость единицы и их количество, система автоматически будет перемножать эти цифры. И тут у нас выходит на первый план вопрос округления цифр. В соответствии с 421 приказом есть определенные правила округления по различным работам: до копейки, до рубля, до сотни, тысячи  и так далее – и все эти округления в итоги превращаются в сотни тысяч, если не миллионы «округленных»  рублей. В ЕИС правила округления всех цифр – до копейки. И единицы измерений на комплексы работ тоже могут не соответствовать классическому акту. То есть цифры в классическом акте и электронном, сформированном в ЕИС, будут отличаться! Но юридически значимым будет только тот акт, который сформирован в ЕИС.

Кроме того, в каждой смете есть так называемый «хвост» — накладные затраты и т.д. Как отражать эти затраты в ЕИС и кто будет этим заниматься? Ведь это очень серьезная трудоемкая работа! Также возникают проблемы с начислением НДС, потому что в каждой позиции в электронном акте нужно будет выделить НДС – 20% и отдельно его записать. Как будет работать дальше этот механизм и высчитывать налоги, – тоже непонятно.

— В таком случае я не могу понять, зачем вводится эта совершенно неотработанная процедура?

— В принципе, ничего плохого в электронном актировании нет. Законом установлено, что электронный акт  — документ первого уровня, юридически значимый. В судебной практике очень много споров, когда заказчики уклоняются от подписания акта выполненных работ, а потом начинают выставлять претензии, что подрядчик не известил их о готовности объекта и направлении акта, или что документы акта были направлены подрядчиком на юридический адрес, а не на фактический, или почта не поступила. При электронном актировании самый большой плюс – это верификация момента подписания акта выполненных работ и размещение его в ЕИС. Все это фиксируется, и заказчики не смогут отвертеться, что документ пришел не тогда и не туда. Это будет юридически значимым действием: подрядчик формирует акт, электронной квалифицированной подписью его подписывают уполномоченные лица – кстати, тоже вопрос, кто эти лица? И затем акт размещается в ЕИЦ. И после этого дано несколько часов, чтобы заказчик этот акт увидел и начал по нему работать.

Электронное актирование в ЕИС отвечает требованиям к документам, подтверждающим факт исполнения контракта, заключенного между заказчиком и подрядчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью осуществления закупочной деятельности с одной стороны, и реализации товаров, работ, услуг, с другой стороны. И это очень важно!

А дальше начинается работа в кабинете самого заказчика. Заказчик  открывает этот электронный акт в ЕИС и должен принять КАЖДУЮ позицию в этом акте. Но есть, не в целом весь перечень работ сразу, а каждую строку этого акта.

Для вкладки «Приемка работ» заказчику нужно будет указать следующие значения:

«1 – работы приняты»

«2 – работы приняты с расхождениями (претензией)»

«3 – работы не приняты» и указывается информация о причинах отказа в приемке конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ.

В случае мотивированного отказа необходимо формировать новый документ о приемке.

Дальше к этому акту  — документу первого уровня – подрядчик может прицепить любые  структурированные документы, в том числе, акт по форме КС-2. Фактически вся эта процедура будет выглядеть следующим образом: подрядчики будут делать традиционный акт выполненных работ по форме КС-2, потом на его основе делать электронный акт в ЕИС и к нему прикреплять акт по форме КС-2 и ту исполнительную документацию, которая определена в контракте. То есть, традиционные методы и правила приемки работ на объекте никто не отменяет!

Вот так выглядит эта схема, и мы видим в ней много подводных камней, но самое главное, подрядчики должны понять: сам акт формируется и считается в Единой информационной системе госзакупок, и только он является юридически значимым документом. Для строителей это – неприятная неожиданность.

При этом я считаю, что при учете строительной специфики в вопросе электронного актирования в Минстрое России к этому делу подошли поверхностно, без консультаций с профессиональным сообществом. «Благодаря» этому возникает большое количество проблем, с которыми строительная отрасль столкнется в самое ближайшее время.

И получится так, что с одной стороны мы имеем неоспоримые плюсы, о которых я говорил выше, а с другой стороны, возникают проблемы, связанные с особенностями строительства, с наличием большого количества видов работ, применяемых материалов и конструкций.

Мне кажется, что эту систему нужно доработать, решить вопросы экспорта-импорта данных, поработать с расчетной частью. Иначе мы будем иметь очередной провал и большие проблемы при расчете с подрядчиками.

Лариса Поршнева

mslogo
Минстрой России
Источник
0
0
0

Планируете сами во всем этом разбираться?

Или нужен помощник, тот кто расскажет объяснит и научит?​

Получите индивидуальное предложение по телефону:

8 (8422) 48-35-00

Наши клиенты получают:

  • горячие новости
  • консультации по телефону
  • обучающие семинары
  • разъяснения вместе с обновлением
  • свежий ежемесячный журнал «Современное строительство и ценообразование»
  • обновление сметной программы и наполнение её новыми нормативами
  • личные консультации в вашем в офисе с нашими сертифицированными специалистами
  • поддержка 8 часов 5 дней в неделю
Наши клиенты выбирают годовую подписку на обновления т.к. у нас в течении года более доплат не требуется.

Будь

Учись, повышай свой уровень

Курсы СМЕТНОЕ ДЕЛО на базе УлГТУ
Подробнее
Cоставление смет на монтаж оборудования
Подробнее
Ценообразование в проектировании
Подробнее

Ознакомьтесь с нашим программами

Добавить комментарий