Незавершенное строительство: 5 триллионов рублей – в руины и на ветер

Незавершенное строительство: 5 триллионов рублей – в руины и на ветер

В России почти 63 тысячи незавершенных объектов, в которые вложены триллионы бюджетных средств

26 октября состоялась конференция на тему: «Борьба с незавершенным строительством как драйвер развития регионов». Как выяснилось, в некоторых регионах объекты строятся по 20-30, а то и по 40 лет – и таких много.

Мероприятие было организовано Счетной палатой РФ, которая провела анализ объектов незавершенного строительства и выявила, что ряд из них управляются крайне плохо, а попросту говоря, брошены.  В целом появление таких объектов – это следствие неэффективного расходования средств и нарушения в ходе их строительства, что в свою очередь связано с непродуманным планированием. А ведь среди этих объектов и школы, и университетские кампусы, поликлиники, больницы, дороги, объекты коммунальной инфраструктуры и т. д. И они есть практически в каждом регионе.

Так, по данным аудитора Счетной палаты РФ Светланы Орловой, общий объем незавершенного строительства оценивается в 5,3 трлн руб., а это почти 63 тыс. объектов. Из них в 2019 г. брошенных объектов было 4,3 тыс., объем финансирования которых составил 248,3 млрд руб. Количество долгостроев по регионам в прошлом году – 3,4 тыс. объектов на 875,6 млрд руб. При этом только 10 из 85 регионов сделали анализ своих долгостроев.

Показательно и то, что число долгостроев увеличивается, а количество брошенных объектов практически не уменьшается. Очевидно, что в стране должно появиться «головное ведомство», которое возьмет на себя присвоение идентификационных номеров объектам, определит порядок и критерии их достройки или сноса. На эту роль сейчас претендуют Минфин, Минэкономразвития, Минстрой и Федеральное казначейство. Тема незавершенки крайне сложная, поскольку многие объекты не имеют срока давности. Есть даже объект, строящийся с 1946 года! Поэтому работа с долгостроями должна быть качественная и системная, а не перекладывание обязанностей с одного ведомства на другое.

По мнению главы Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, для борьбы с незавершенным строительством требуется разработать отдельный законопроект, который ликвидирует огромное количество пробелов. Так, например, понятие «незавершенное строительство» у каждого свое, а порядок госрегистрации таких объектов не определен, как и механизмы решения земельных вопросов, из-за которых возникает множество проблем. Во многих регионах землей распоряжались муниципалитеты, из-за чего до последнего было неизвестно, удастся ли ее получить и в дальнейшем ввести объект в эксплуатацию.

 

Что касается в целом объектов незавершенного строительства, то, по заявлению главы Минстроя России Владимира Якушева, нужно обязательно различать федеральные и региональные объекты, чтобы в процессе их оцифровки сразу определять, что с ними делать. А вот обязанности все-таки стоит разделить на две части: все финансовые и бухгалтерские вопросы отдать  Минфину и Минэкономразвития, а над физическим состоянием объектов будет работать Минстрой. Втроем эти ведомства смогут решить, лучше достроить этот объект или снести. Если он много лет стоял и пришел в негодность, то, скорее всего, достраивать его будет дороже, чем снести и построить новый, тем более что технологии строительства давно ушли вперед. Поэтому, к примеру, уже нет смысла заканчивать строительство станции обезжелезивания в Хабаровском крае, которое ведется 24 года – вода просто не будет соответствовать нынешнему стандарту качества. В результате должен появиться полный цикл с совершенно другим подходом к объектам – проектно-сметная документация, оценка и выделение средств с обязательным условием полного объема финансирования.

Интересно, что есть разные причины появления такого большого количества долгостроев. Например, когда-то субъекты разными путями пытались попасть в ФАИП, чтобы получить хоть какие-то деньги для начала строительства необходимых объектов, а при формировании федерального бюджета на следующие годы про этот пункт забывали и деньги не выделяли. Или в кризисы сокращались инвестиционные программы, и в последующие годы объекты уже не получали нужное финансирование. Иногда некачественно подготавливалась проектно-сметная документация, а после ее корректировки возрастала стоимость строительства. Или банкротился подрядчик, после чего стройка затягивалась, и опять же требовалось дофинансирование. Конечно, объекты разные, и цикл их строительства отличается. Но, по мнению министра, как правило, даже самый сложный объект можно построить за 3 года, а обычные — максимум за 2.

При этом, по мнению заместителя министра экономического развития РФ Сергея Назарова, переход на полное финансирование строительства позволит не допустить появления новых незавершенных объектов. А если финансирование объекта приостанавливается, то оно в полном объеме должно быть восстановлено в последующие годы с индексацией, т.к. ее отсутствие порождает новый незавершенный объект. И это очевидные вещи, которые почему-то пока только обсуждаются. Поэтому предлагается внедрить единый мониторинг за инвестиционными расходами — документ о финансировании полного цикла уже внесен в Правительство.

Но есть и другой момент – до конца не проработан механизм, как списать недостроенные объекты. При этом основания для списания не могут быть приняты каким-то одним ведомством, должна быть создана межведомственная комиссия. Сергей Назаров рассказал и о ФАИПах, в рамках которых брошенными числятся 60 объектов. По его мнению, при включении в ФАИП объекты должны быть жестко регламентированы финансированием полным циклом – от начала проектирования до ввода объекта. Причем в новые ФАИПы не должны попадать те объекты, которые в дальнейшем станут долгостроями, поэтому сначала нужно ввести в строй те, на которые уже понесены затраты. Тогда в прошлое уйдет ситуация, когда земля отдана под объект, а он 20 лет не достраивается.

В 2020 году была проведена большая работа с контрольно-счетными органами всех регионов, благодаря чему теперь можно посмотреть, где и какие есть объекты, кто их ведет, федеральные они или региональные, сколько лет строятся  — и так по каждому региону. При этом, по словам заместителя руководителя Федерального казначейства Антона Дубовика, в данный момент разногласия в показателях минимизированы, а объекты незавершенного строительства практически в полном объеме проинвентаризированы. И конечно есть те, которые однозначно не будут реанимированы никогда.

Однако нужно не только разбираться с исторически сложившимися долгостроями, но и с вновь возникающими, а для этого нужен мониторинг текущего состояния всех строящихся объектов. И полная информация будет доступна уже со следующего года. А, по данным Светланы Орловой, уже готово выйти в свет постановление Правительства о том, какие объекты спишут, а какие возьмут на баланс.

 

Кто так строит?!

Примечательно, что уже разработан пилотный проект, который реализуется на территории Дагестана – он так и называется «Незавершенное строительство в Республике Дагестан». Так, по данным врио главы республики Сергея Меликова, на 1 января 2020 г. в республике числилось 1354 объекта незавершенного строительства на сумму 41,4 млрд руб., накопленных в течение десятков лет. Сегодня инвентаризация объектов проведена в полном объеме – это 861 объект республиканского уровня и 493 – муниципального.

В ходе работы по некоторым объектам были выявлены несоответствия имеющейся документации, в том числе по объемам выполненных работ и фактически произведенным расходам. А длительные сроки приостановки строительства и непроведенная соответствующим образом консервация объектов привела к их физическому износу. Поэтому для принятия решения об экономической целесообразности их завершения было проведено инструментальное обследование и строительно-техническая экспертиза объектов-долгостроев.

Так, из 1354 объектов 618 завершены строительством, но на них не оформлены правоустанавливающие документы. 143 – это не существующие объекты, а только проектно-сметная документация, из которой может быть применено 50 проектов, а остальные неактуальны. По ним будет принято решение о списании. По 214 объектам в текущем году предусмотрено финансирование и строительство ведется. Было решено возобновить финансирование 109 незавершенных объектов, по 306 есть целесообразность их завершения. Причем сложность в принятии решения по возобновлению строительства ряда объектов связана с изменением санитарных и строительных норм – по 73 будет уточняться их текущее состояние и актуальность для развития республики.

При этом Дагестан просит о софинансировании из федерального бюджета завершения строительства 10 объектов в регионе, возведение которых было запланировано и финансировалось по прекратившим существование ФЦП «Юг России» и «Жилище». Остаточная стоимость строительства оценивается в 7,2 млрд руб. Причем вся документация по объектам требует актуализации.

Но, как заявила Светлана Орлова, хоть федеральные целевые программы и завершены, отвечать по этим объектам должен тот, кто был по ним ответственным. Тогда и другим ведомствам в дальнейшем неповадно будет. А для реализации пилотного проекта нужна поддержка и комплексный подход не только от федеральных, но и республиканских властей.

Вообще, по словам аудитора, если незавершенное строительство растет, значит, существует неправильный подход к управлению в регионе. И Счетная палата хотела бы сделать для таких объектов маркер качества управления государственной системы всех уровней, показывающий существующую систему управления.

 

Корень всех бед – 44-ФЗ

По мнению вице-президента Центра стратегических разработок, руководителя направления «Пространственное развитие» Натальи Труновой, к этой проблеме нужно подходить еще более комплексно. И корень всех бед здесь – попытка сэкономить на каждом этапе, начиная с задумки объекта. Потому что в госзаказе «правит бал» хорошо известный закон 44-ФЗ, ставящий главным критерием самую низкую стоимость, которую предлагает подрядчик. Поэтому пока у Главгосэкспертизы на первом месте будет сокращение сметы строительства вместо качества и эффективности эксплуатации объекта – ничего хорошего не выйдет.

Также нужно повышать качество планирования и уходить от волюнтаристских решений. Не секрет, что на региональном уровне зачастую принимаются решения, которые в принципе противоречат документам стратегического и территориального планирования. Просто потому что «хочу». А технические задания, особенно на крайне сложные объекты, очень часто пишутся абы как, никто не просчитывает финансовое и экономическое обоснование и не формирует эскизную стадию. В результате совершаются катастрофические ошибки.

Нужна реформа ценообразования, расценки безумно устарели. И требуется контроль за выполнением строительных работ. А чтобы регионы и муниципалитеты могли работать со своими объектами незавершенного строительства, необходимо принять простые ведомственные нормативные акты.

Есть также проблемы со сносом и с изменением назначения недостроенного объекта – сегодня нужно обязательно достроить именно то, что планировалось – садик, значит садик, его нельзя достроить в другом качестве, даже если сам садик уже здесь не нужен.

Другая проблема – инвестиционные объекты, когда земельные участки государственные, а объекты уже частные, и уже стали долгостроями. В этом случае у муниципалитета два  варианта действий: либо проводить новые торги через суд, если муниципалитет не упустил момент, когда истекает договор аренды, а инвестор точно не собирается достраивать этот объект. Второй вариант – признать, что задержки происходили по вине органа исполнительной власти, и тогда один раз можно продлить договор.

И, наконец, вопрос, что делать с частными объектами, стоящими по 5-10 лет? Вариантов опять же два: либо повышать налоги на землю и тем самым подстегивать собственника скорее завершить объект, либо дать право муниципалитетам изымать такие объекты, если они не строятся, например, больше пяти лет. Такие объекты не должны портить облик городов.

В заключение Светлана Орлова сообщила, что вице-премьер Марат Хуснуллин проведет общее совещание с отчетами всех профильных министерств по решению проблемы с долгостроями, где каждое ведомство расскажет о проделанной за год работе. Правительство должно принять решение по этому вопросу, ведь это не только эффективность управления, но и сэкономленные бюджетные деньги. А если эти объекты заработают качественно и эффективно, то можно рассчитывать и на экономический рост.

Уже сформирована дорожная карта по проблеме сокращения числа объектов незавершенного строительства, а министерства разрабатывают нормативные акты и свои предложения. Так что есть шанс, что долгострои по всей стране, наконец, начнут сокращаться, а руины – сноситься для новых строек.

 

Галина Крупен

Минстрой России
Источник
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on facebook
Share on twitter

Планируете сами во всем этом разбираться?

Или нужен помощник, тот кто расскажет объяснит и научит?​

Получите индивидуальное предложение по телефону:

8 (8422) 48-35-00

Наши клиенты получают:

Наши клиенты выбирают годовую подписку на обновления т.к. у нас в течении года более доплат не требуется.

Будь с нами!

Учись, повышай свой уровень

Курсы СМЕТНОЕ ДЕЛО на базе УлГТУ
Подробнее
Cоставление смет на монтаж оборудования
Подробнее
Ценообразование в проектировании
Подробнее
Previous
Next

Ознакомьтесь с нашим программами

Добавить комментарий