Формирование сметных цен строительных ресурсов
Вопрос об отнесении работ к текущему или капитальному ремонту, достройке, реконструкции, модернизации или перевооружению производства — один из наиболее спорных. Основное отличие текущего ремонта от капитального заключается в виде и характере выполняемых работ. В то же время вопросы квалификации произведенных работ и отнесения их к текущему или капитальному ремонту не являются предметом законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.
Согласно письма Минфина России от 14 января 2004 г. N 16-00-14/10 определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов.
В настоящее время при отнесении работ к текущему или капитальному ремонту применяется значительное число различных документов — еще со времен СССР НАЧАЛА 70-х годов прошлого века.
Пример из судебной практики:
АС Поволжского округа выяснил, может ли медучреждение заменить дверные блоки за счет средств ОМС
До кассации дошел спор о том, правомерно ли оплачивать частичную замену дверных блоков из средств ОМС. Медучреждение решило, что так делать можно. Однако у территориального фонда было иное мнение. Разобрался в сложившейся ситуации суд.
Медучреждение в одном из своих филиалов частично заменило дверные блоки. Посчитав это текущим ремонтом, оно оплатило работы за счет средств ОМС. Когда с проверкой пришел территориальный фонд, он признал такие расходы нецелевым использованием средств ОМС, отнеся замену дверных блоков к капитальному ремонту.
Не согласившись с позицией проверяющих, медучреждение обратилось в суд.
Кассация поддержала суды первой и апелляционной инстанций, которые признали спорные работы капитальным ремонтом и заключили, что оплачивать их из средств ОМС нельзя.
К такому выводу суды пришли в том числе на основании результатов судебной экспертизы. Она показала, что работы по замене дверных блоков (входных пластиковых с простой коробкой) относятся к выборочному капитальному виду работ.
Также суды руководствовались понятиями текущего и капитального ремонта и перечнями работ по текущему и капитальному ремонту. Вся эта информация содержится в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) и Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000.
Кроме того, суды сослались на методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда (МДК 2-04.2004). При этом о возможности его применения заявило само медучреждение.
В названном документе приведен удельный вес заменяемых конструктивных элементов здания и элементов внешнего благоустройства в процессе текущего ремонта. Такой показатель не должен превышать следующих значений: кровельные покрытия — 50%; покрытия полов — 20%; остальные конструкции и инженерное оборудование — 15% от их общего объема в жилом здании.
Первая инстанция, которую поддержала и апелляция, указала: при применении названного пособия работы по замене дверных блоков относятся к капитальному ремонту. Объясняется это так: всего дверей в филиале 57, заменили 22 из них, что составляет 39% от общего числа дверей филиала.
Медучреждение пыталось доказать, что процентное соотношение нужно рассчитывать, исходя из общего количества дверей во всех филиалах. В этом случае работы по замене дверных блоков можно отнести к текущему ремонту. Однако первая и апелляционная инстанции не приняли этот довод, поскольку по госконтракту ремонт проводился только в одном из филиалов, а не во всех.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 19.02.2019 по делу N А65-15321/2017
Еще формулировки судебных решений:
«Руководствуясь статьями 6, 38, 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 14.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально культурного назначения (ВСН 58-88 (р)), утвержденных приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, суды пришли к выводу, что учреждением допущено нецелевое расходование бюджетных средств в размере стоимости капитального ремонта, установленном по результатам судебной экспертизы».
…
Важно!
В соответствии с п. 3 ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
Вместе с тем следует учитывать, что единообразная судебно-арбитражная практика по вопросу соотнесения категорий «капитальный ремонт» и «неотделимые улучшения» отсутствует.
Арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Таким образом, обязанность по проведению капитального ремонта переданного в аренду имущества лежит на арендодателе по умолчанию.
Обязанность же по проведению текущего ремонта объекта аренды относится по умолчанию к числу обязанностей арендатора.
В случае когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя неотделимые улучшения арендованного имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды (п. 2 ст. 623 ГК РФ).
Контекстный анализ норм ст. ст. 616 и 623 ГК РФ указывает на то, что заложенная в ст. 623 ГК РФ обязанность по возмещению (по умолчанию) стоимости произведенных арендатором неотделимых улучшений связана с обязанностью арендодателя производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества.
Учитывая изложенное, к неотделимым улучшениям арендованного имущества относятся произведенные затраты на капитальный ремонт.
К примеру:
«Замена электропроводки (более 10%) относится к Перечню работ по капитальному ремонту зданий и сооружений (Приложение 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что обязанность по ремонту проводки не относится к текущему ремонту, следовательно, арендодатель должен самостоятельно поддерживать ее рабочее состояние и следить за тем, чтобы ее функционирование было безопасным. Кроме того, ст. 210 ГК РФ указывает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичная позиция содержится в судебной практике. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 17.05.2011 N КГ-А41/3998-11 указано, что замена электропроводки относится к Перечню работ по капитальному ремонту зданий и сооружений».
Мы подготовили сопоставительный таблицы видов работ текущего и капитального ремонта по различным объектам в составе Главы-файла II-14 «СОСТАВЛЕНИЕ И ЗАПОЛНЕНИЕ ДЕФЕКТНОЙ ВЕДОМОСТИ. ОТНЕСЕНИЕ ВИДОВ РАБОТ К ТЕКУЩЕМУ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ» Методического пособия-приложения по сметному делу (П.В. Горячкин, Союз инженеров-сметчиков, 2019 г.)
К примеру:
В отношении Автомобильных дорог следует применять:
— ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог
— Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 13.11.2018) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог»
Постановление Правительства РФ от 17.10.2017 N 1258
«Об утверждении классификации работ по содержанию и ремонту аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности»
ПРИКАЗ Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и т. д.
Представляем извлечение из обновленной Главы-файла II-14 «СОСТАВЛЕНИЕ И ЗАПОЛНЕНИЕ ДЕФЕКТНОЙ ВЕДОМОСТИ. ОТНЕСЕНИЕ ВИДОВ РАБОТ К ТЕКУЩЕМУ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ» Методического пособия-приложения по сметному делу (П.В. Горячкин, Союз инженеров-сметчиков, 2019 г.)
Публикация главы призвана познакомить специалистов с формой и структурой представления глав Пособия, стилем изложения и детализации материала. Глава представлена в сокращенном виде без разделов текущего ремонта, ремонта производственных зданий и сооружений и сопоставительный таблицы видов работ текущего и капитального ремонта.
Глава:
https://1drv.ms/b/s!AqKUBDk1T8lKiKpZTmv4obP_HzNtQQ
Для Пособия запущен специальный сайт
http://posobie.kccs.ru/
на котором представлены: описание и содержание Пособия, примеры-извлечения для ознакомления перед покупкой, 3 главы в открытом доступе, инструкция по установке и активации под Android и iOS, сами файлы и ссылки для установки. Через сайт можно выписать счет для оплаты, а также приобрести пособие посредством онлайн платежа.
При приобретении Пособия доступна установка на три любых устройства — ПК, планшеты и смартфоны. Серийный номер вводится один раз при открытии любого файла на любом устройстве.
ПРИОБРЕСТИ ПОСОБИЕ:
Союз инженеров-сметчиков в Ульяновске
48-35-00
Формирование сметных цен строительных ресурсов
Минстрой России совместно с регионами провёл работу по уточнению перечня производителей и импортеров строительных материалов, которые должны предоставлять в федеральную государственную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов. По предварительным итогам, порядка 8 тысяч юрлиц обеспечивают строительную деятельность в России. Об этом 6 марта на совещании в г. Волгограде с представителями стройкомплексов и бизнеса сообщил замглавы Минстроя России Хамит Мавлияров.
Замминистра напомнил, что перечень производителей и импортёров строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов в разрезе регионов формировался на основании данных, представленных Росстатом, ФТС России, Росморречфлотом и Росавиацией и составлял более 57 тысяч организаций. В процессе этой работы выяснилось, что ряд юрлиц не осуществляют деятельность по производству или импорту строительных материалов.
Минстрой России совместно с регионами в «ручном режиме» провёл работу по уточнению перечня. На основании поступающих обращений от производителей строительных материалов, из перечня исключались не осуществляющие таковую деятельность юрлица. Списки дополнялись новыми, выпускающими строительную продукцию, организациями.«Проведенная работа позволила нам оценить инфраструктуру, обеспечивающую строительную деятельность в стране, а именно размещение предприятий промышленности строительных материалов на территории Российской Федерации и их проектную производственную мощность», — отметил Хамит Мавлияров.Все предприятия, включённые в перечень, будут ежеквартально предоставлять в ФГИС ЦС актуальную информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов.
На сегодняшний день в системе зарегистрировались порядка четырёх тысяч организаций.В целом замглавы Минстроя России отметил высокую готовность большинства субъектов и строительных организаций к переходу на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства.«Ряд регионов, имеют высокие компетенции в вопросах формирования сметной стоимости строительства ресурсным методом и уже давно работают в этой модели. Свою готовность к работе в ресурсной модели подтверждает и большинство строительных и проектных организаций, имеющих репутацию добросовестных производителей и импортёров строительной продукции», — подчеркнул замминистра Хамит Мавлияров.
Он добавил, что за не предоставление или предоставление заведомо недостоверной информации в систему будут установлены меры административной ответственности. Соответствующие законодательные инициативы разработаны Минстроем России. Кроме того, будет сформирован единый реестр юридических лиц, не предоставивших информацию или предоставивших заведомо недостоверную информацию во ФГИС ЦС за два и более отчетных периода. Туда же будут включены юрлица, которые производят некачественные стройматериалы, изделия, конструкции и оборудование.