В соответствии с требованиями частей 5, 7 и 9 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) сметные цены строительных ресурсов определяются Минстроем России по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, порядок проведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации, и размещаются в ФГИС ЦС.
В соответствии с требованиями пунктов 3, 10, 18 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 (далее – Правила мониторинга), мониторинг цен строительных ресурсов, проводимый в целях расчета сметных цен строительных ресурсов, осуществляется ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее – Учреждение) и предусматривает ежеквартальное представление в Учреждение посредством ФГИС ЦС информации о ценовых показателях строительных ресурсов со стороны юридических лиц, включенных в перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов и расчета индексов изменения сметной стоимости строительства.
В соответствии с пунктами 26(1) и 29 Правил мониторинга расчет Индексов по группам однородных ресурсов на основании обращений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с приложением обосновывающих документов и их размещение в ФГИС ЦС ежеквартально осуществляются Учреждением.
Кроме того, в части пересчета индексов изменения сметной стоимости строительства (далее – Индексы) на ежемесячной основе необходимо отметить следующее.
В соответствии с положениями ГрК РФ Индексы и сметные нормативы применяются исключительно для формирования сметной документации в составе проектной документации.
Согласно положениям ГрК РФ и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, смета контракта составляется без применения сметных нормативов и Индексов в пределах начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК), определенной на основании сметной документации в составе проектной документации.
Вместе с тем, как показывает практика, временной промежуток от момента утверждения сметной документации в составе проектной документации до момента определения НМЦК может составлять несколько месяцев, а сроки строительства объекта несколько лет. Одновременно, исходя из имеющихся в Учреждении данных, период от даты выдачи заключения органов экспертизы до даты размещения документов на электронных площадках в целях проведения конкурсных процедур по выбору подрядных организаций всегда составляет более одного месяца.
Приведение сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода проведения работ выполняется с применением прогнозных индексов-дефляторов Минэкономразвития России.
Таким образом, ежемесячный расчет и публикация Индексов с целью использования при составления сметной документации в составе проектной документации, в перспективе определения НМЦК, а также исполнения контракта и взаиморасчетов за выполненные работы, не имеет практического смысла.