В приказе Минстроя РФ № 620 от 29.12.2009 г. «Об утверждении Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве» есть п. 3.6. «При составлении локальных смет с использованием ресурсного метода, в случае отсутствия в регионе строительства централизованного банка данных о текущей стоимости ресурсов к стоимости разработки сметной документации применяется повышающий коэффициент 1,1». Применяется ли этот коэффициент в сметах на разработку проектной документации, если в исходных данных для проектирования прописано что сметная стоимость объекта определяется ресурсно-индексным методом.

Согласно пункту 1.3.2 Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2009 № 620 (далее –Методические указания), цены, приведенные в Справочниках базовых цен на проектные работы в строительстве, включенных в федеральный реестр сметных нормативов (далее – СБЦ, ФРСН), установлены в соответствии с составом и требованиями к содержанию разделов проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений, предусмотренными Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение № 87).

В соответствии с подпунктом «м» пункта 3.1 Положения № 87 в состав проектной документации входит раздел 12 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства», разрабатываемый в случаях, указанных в пункте 3(4) Положения № 87.

Согласно пункту 28 Положения № 87 раздел 12 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» содержит текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.

В соответствии с пунктом 30 Положения № 87 сметная документация на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, составляется с применением утвержденных сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

Единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства установлены Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), сведения о которой включены в ФРСН.

Формирование сметной документации базисно-индексным и ресурсно-индексным методом осуществляется практически идентично. Основным отличием в применении указанных методов является порядок определения сметной стоимости строительства в уровне цен на дату разработки сметной документации (далее – текущий уровень цен).

При базисно-индексном методе для определения сметной стоимости строительства в текущем уровне цен применяются индексы изменения сметной стоимости, рассчитанные по ресурсно-технологической модели, разработанной на объект капитального строительства в целом и учитывающей структуру затрат такого объекта, а также удельный вес каждого отдельного ресурса в общей стоимости объекта. При ресурсно-индексном методе сметная стоимость строительства в текущем уровне цен определяется с использованием информации о сметных ценах строительных ресурсов и об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов, размещенной в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее – ФГИС ЦС).

Вместе с тем формирование сметных расчетов, включая создание их выходных форм отображения, соответствующих формам, установленным методическими документами в области ценообразования, осуществляется в автоматизированном виде в специализированных сметных программных комплексах и не предполагает выполнение работ по формированию сметной документации в ручном режиме.

В настоящее время разработчиками обеспечена готовность сметных программных комплексов и реализована возможность формирования сметной документации ресурсно-индексным методом с учетом опубликованных форматов электронных документов, а также формирование в автоматизированном режиме выходных форм отображения сметных расчетов.

В соответствии с пунктом 13 Методики № 421/пр при отсутствии в ФГИС ЦС данных о сметных ценах в базисном или текущем уровне цен на отдельные материальные ресурсы и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (далее – конъюнктурный анализ). Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике № 421/пр, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком.

Таким образом, конъюнктурный анализ проводится в процессе составления сметной документации только в отношении отдельных материальных ресурсов и оборудования, для которых в ФГИС ЦС отсутствуют данные о сметных ценах в базисном или текущем уровне цен, а документы, обосновывающие стоимость указанных строительных ресурсов, подготовленные для формирования сметной стоимости одного объекта, могут быть использованы для обоснования стоимости идентичных строительных ресурсов на другом объекте строительства, подготовка расчетов сметной стоимости которого производится в указанном временном интервале.

Номенклатурный состав сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2022, входящих в состав федеральной сметной нормативной базы (ФСНБ-2022), актуален, сформирован с учетом проработки с экспертным сообществом, ежеквартально актуализируется на системной основе и включает в себя только строительные ресурсы, реально существующие на строительном рынке, как производимые отечественной промышленностью, так и импортируемые на территорию Российской Федерации.

Учитывая изложенное, затраты на проведение конъюнктурного анализа, выполняемого при составлении сметной документации, разрабатываемой в составе проектной документации, стоимость разработки которой определена с использованием СБЦ, дополнительно не учитываются. Положения пункта 3.6 Методических указаний при определении сметной стоимости проектных работ не применяются. 

Кроме того, в настоящее время разработаны и проходят процедуру согласования в Минстрое России Нормативные затраты на работы по подготовке проектной документации (далее – НЗ). Цены, приведенные в НЗ, разработаны в соответствии с требованиями действующих в настоящее время нормативных правовых актов и документов по стандартизации и учитывают в том числе методы составления сметной документации с использованием современных программных комплексов и баз данных.

Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on email
Email

Последние новости

Вопросы цифровизации строительной отрасли и сферы ЖКХ обсудили участники X Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы

Во второй день X Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы, проведенного Главгосэкспертизой России при поддержке Минстроя

Читать »