Согласно положениям статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком (пункт 1). Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика (пункт 2).
Приказом Минстроя России от 01.03.2018 № 125/пр утверждены типовая форма задания на проектирование объекта капитального строительства и требования к его подготовке (далее – Приказ Минстроя России от 01.03.2018 № 125).
Согласно пункту 39 типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства, приведенной в Приложении № 1 к Приказу Минстроя России от 01.03.2018 № 125, в разделе III «Иные требования к проектированию» указываются требования к подготовке сметной документации, в том числе метод определения сметной стоимости строительства.
При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик в том числе обязан, если иное не предусмотрено договором возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика.
Учитывая изложенное, формального запрета в части изменения метода расчета определения сметной стоимости строительства с базисно-индексного метода на ресурсно-индексный метод для случаев, когда проектная документация не прошла государственную экспертизу на законодательном уровне не установлено и необходимость внесения изменений в ранее утвержденное задание на проектирование в указанных случаях определяется на уровне взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком, регулируемых договором подряда или государственным (муниципальным) контрактом.
Порядок внесения изменений в сметную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы, а также повторного прохождения государственной экспертизы проектной документации в части проверки сметной стоимости установлен пунктами 45(12) и 45(13) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение № 145).
В случае если проведение повторной государственной экспертизы проектной документации, получившей ранее положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, выполняется в соответствии с пунктом 45(12) Положения № 145 в связи изменениями физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, изменение метода расчета определения сметной стоимости строительства с базисно-индексного метода на ресурсно-индексный метод не допускается.
В случае если проведение повторной государственной экспертизы проектной документации, получившей ранее положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, выполняется в соответствии с пунктом 45(13) Положения № 145, формального запрета в части изменения метода расчета определения сметной стоимости строительства с базисно-индексного метода на ресурсно-индексный метод на законодательном уровне не установлено. Необходимость внесения изменений в ранее утвержденное задание на проектирование в указанных случаях также определяется на уровне взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком, регулируемых договором подряда или государственным (муниципальным) контрактом. При этом такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости с использованием ресурсно-индексного метода.
При этом необходимо отметить, что в случае, если сметная стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанная в проектной документации, будет превышать сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленную в отношении объекта капитального строительства соответствующим решением (актом), указанным в подпунктах «л(1)»–«л(5)», следует учитывать положения подпункта «л(7)» пункта 13 Положения № 145.
Изменение метода расчета определения сметной стоимости строительства с базисно-индексного метода на ресурсно-индексный метод при экспертном сопровождении проектной документации в рамках заключенного ранее государственного (муниципального) контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства, Положением № 145 не предусмотрено.