Пунктом 1.3.2 Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2009 № 620, определено, что цены, приведенные в Справочниках базовых цен на проектные работы в строительстве, включенных в федеральный реестр сметных нормативов (далее – СБЦ), установлены в соответствии с составом и требованиями к содержанию разделов проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений, предусмотренными Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение № 87).
В соответствии с подпунктом «м» пункта 3(1) и подпунктом «и» пункта 3(2) Положения № 87 в состав проектной документации входит раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства», разрабатываемый в случаях, указанных в пункте 3(4) Положения № 87.
Согласно пункту 28 Положения № 87 раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» содержит текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.
В соответствии с пунктом 30 Положения № 87 сметная документация на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, составляется с применением утвержденных сметных нормативов (далее – ФРСН), сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
Единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства установлены Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), сведения о которой включены в ФРСН.
Формирование сметной документации базисно-индексным и ресурсно-индексным методом осуществляется практически идентично. Основным отличием в применении указанных методов является порядок определения сметной стоимости строительства в уровне цен на дату разработки сметной документации (далее – текущий уровень цен).
При базисно-индексном методе для определения сметной стоимости строительства в текущем уровне цен применяются индексы изменения сметной стоимости, рассчитанные по ресурсно-технологической модели, разработанной на объект капитального строительства в целом и учитывающей структуру затрат такого объекта, а также удельный вес каждого отдельного ресурса в общей стоимости объекта. При ресурсно-индексном-методе сметная стоимость строительства в текущем уровне цен определяется с использованием информации о сметных ценах строительных ресурсов и об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов, размещенной в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве
Вместе с тем формирование сметных расчетов, включая создание их выходных форм отображения, соответствующих формам, установленным методическими документами в области ценообразования, осуществляется в автоматизированном виде в специализированных сметных программных комплексах и не предполагает выполнение работ по формированию сметной документации в ручном режиме.
В настоящее время разработчиками обеспечена готовность сметных программных комплексов и реализована возможность формирования сметной документации ресурсно-индексным методом с учетом опубликованных форматов электронных документов, а также формирование в автоматизированном режиме выходных форм отображения сметных расчетов.
В соответствии с пунктом 13 Методики № 421/пр при отсутствии в ФГИС ЦС данных о сметных ценах в базисном или текущем уровне цен на отдельные материальные ресурсы и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости с применением документов, обосновывающих их стоимость, полученных в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости, по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (далее ‒ конъюнктурный анализ). Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике № 421/пр, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком.
Таким образом, конъюнктурный анализ проводится в процессе составления сметной документации только в отношении отдельных материальных ресурсов и оборудования, для которых в ФГИС ЦС отсутствуют данные о сметных ценах в базисном или текущем уровне цен, а документы, обосновывающие стоимость указанных строительных ресурсов, подготовленные для формирования сметной стоимости одного объекта, могут быть использованы для обоснования стоимости идентичных строительных ресурсов на другом объекте строительства, подготовка расчетов сметной стоимости которого производится в указанном временном интервале.
Номенклатурный состав сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2022 (далее – ФСБЦ 2022), входящих в состав федеральной сметной нормативной базы (ФСНБ-2022), актуален, сформирован с учетом проработки с экспертным сообществом, ежеквартально актуализируется на системной основе и включает в себя только строительные ресурсы, реально существующие на строительном рынке, как производимые отечественной промышленностью, так и импортируемые на территорию Российской Федерации.
При этом из состава ФСБЦ 2022 исключены фирменные (брендовые) наименования строительных ресурсов, что соответствует требованиям Федеральной антимонопольной службы, изложенным в письме от 27.09.2017 № АЦ/66558/17.
Кроме того, в случае определения необходимости включения в ФСБЦ 2022 новых строительных ресурсов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут направить соответствующие обращения в адрес Минстроя России согласно положениям Порядка утверждения сметных нормативов, утвержденного приказом Минстроя России от 13.01.2020 № 2/пр (далее – Приказ № 2/пр), и Порядка формирования и ведения классификатора строительных ресурсов, утвержденного приказом Минстроя России от 28.10.2020 № 651/пр (при наличии такой необходимости). Так, на текущий момент на основании обращений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями Приказа № 2/пр в ФСБЦ 2022 были включены более 1400 позиций строительных ресурсов.
Учитывая изложенное, затраты на проведение конъюнктурного анализа, выполняемого при составлении сметной документации, разрабатываемой в составе проектной документации, стоимость разработки которой определена с использованием СБЦ, дополнительно не учитываются.
Кроме того, в настоящее время разработаны и проходят процедуру согласования в Минстрое России проекты методик определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации (далее – МНЗ). Цены, приведенные в МНЗ, разработаны в соответствии с требованиями действующих в настоящее время нормативных правовых актов и документов по стандартизации и учитывают, в том числе, методы составления сметной документации с использованием современных программных комплексов и баз данных.