Реформа ценообразования в строительстве: эксперты о запуске ФГИС — Павел Горячкин

Павел Горячкин — Президент Союза инженеров-сметчиков

В последнее время наше правительство слишком увлеклось внедрением различных государственных информационных систем. Между тем, установление цен на рынке – задача бизнеса, а не государства. Тем более, если речь идет о рынке стройматериалов, который напрямую никак не регулируется. У нас уже есть одна система ГИС ЖКХ, которая работает не без изъянов. Но мы снова ставим вопрос о ценообразовании в строительстве, где присутствует несколько сотен тысяч различных наименований и цен.

К слову, в каждом российском регионе есть органы, которые занимаются мониторингом цен на строительные материалы. Возьмем те же региональные центры по ценообразованию в строительстве, у которых с 1992 года накоплен колоссальный опыт. Зачем нам понадобилось придумывать что-то новое и дублировать их функции на федеральном уровне, возлагая эту работу на Главгосэкспертизу РФ – непонятно. Выглядит все это довольно странно: Главгосэкспертиза сама разрабатывает нормативы, сама мониторит и определяет цены, а дальше эти цены еще и проверяет на достоверность.

Есть еще ряд обстоятельств, связанных с введение ФГИС ценообразования в строительстве, которые вызывают оправданные опасения. О них – ниже. Кто бы там что не говорил, якобы государство не собирается напрямую регулировать цены и выступать против принципов рыночной экономики и цены всего лишь «пройдут через горнило» экспертизы, а потом благополучно будут предъявлены на торги, в ходе которых все еще может поменяться, — все это очевидное лукавство. По результатам проверки достоверности проектной документации, цена на конкретный стройматериал может измениться только в меньшую стоимость. На всех этапах конкурсов и торгов цена срезается, никак не иначе, — это очевидный факт.

Кстати, в прошлом году с подачи Минстроя РФ в Градостроительный кодекс была внесена глава о ценообразовании и сметном нормировании в области градостроительной деятельности, где четко прописано, что для всех бюджетный строек, а также для системы ЖКХ и госкорпораций, обязательным становится применение государственно-сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, размещаемых в ФГИС ЦС. Это значит, что при разработке сметной документации на объекты с участием средств государственного бюджета сметчик будет обязан использовать только ту цену на бетон, кирпич, арматуру, рабочую силу, перевозку грузов, эксплуатацию машинного оборудования, которую укажет Главгосэкспертиза в разработанной ФГИС ЦС. И никакую другую цену сметчику поставить просто не дадут. Если специалист внесет цену на арматуру, которую он фактически может приобрести в своем регионе, но которая отличается от размещенной в ФГИС ЦС, ему эту цену вычеркнут. При этом нет никакой гарантии, что цены в мониторинге будут действительно адекватны сегодняшней рыночной ситуации.

Есть еще одна проблема. До 15 декабря 2017 года в ФГИС ЦС должны быть представлены практически все цены на строительные ресурсы. Речь идет по меньшей мере о 70-80 тыс. различных наименований и цен. Всего же материалов на строительном рынке несколько сотен тысяч. Строительство – одна из самых материалоемких отраслей промышленности. Здесь только один объект может включать несколько десятков тысяч ресурсов. С трудом себе представляю, что кто-либо в состоянии отмониторить такое количество цен на столь колоссальном рынке, причем не только в конкретном регионе или 89 Субъекте федерации, но также и границах отдельных районов, которых около 200.

Уже к 30 сентября Главгосэкспертиза РФ должна сформировать некий перечень юридических лиц, которые впоследствии будут предоставлять информацию о ценах на ресурсы в ФГИС ЦС. Однако проблема в том, что нет ни одного документа, в котором была бы прописана обязанность предоставления этих цен, нет санкций и рычагов воздействия за непредоставление этой информации. Кроме этого, Минстрой РФ сегодня откровенно говорит производителю и поставщику строительных материалов: дайте нам не только цены на вашу продукцию, но также покажите объемы производства и выручку от реализации за год. Причем никто не задумывается о том, что все эти показатели могут являться предметом коммерческой тайны.

Я уже не говорю о том, что цена – вообще понятие довольно растяжимое. Возьмем ту же арматуру. У одного и того же производителя цена для каждого конкретного покупателя может отличаться на несколько десятков процентов. Времена сейчас непростые, переговорные процессы в бизнесе никто не отменял. Цена будет складываться в том числе и от объемов закупаемого материала, а также транспортных расходов. В ФГИС ЦС же критерий объема поставки даже не предусмотрен. В системе будет указываться только конкретная марка и цена. В то же время разброс цены на сегодняшней день на арматуру может составлять до 80% (от 25 до 38 тыс. рублей за тонну).

Ну и потом, если государство в лице Минстроя РФ начинает декларировать единые цены, оно должно нести за них ответственность. В Советском Союзе государство регулировало ценообразование на строительные материалы через Госмонцен, Госплан, одновременно с этим правительство гарантировало приобретение этой продукции по утвержденным ценам. А что сегодня? Минстрой РФ, фактически навязывая свои средневзвешенные цены рынку, не может гарантировать приобретение данных материалов. К чему это может привести? Очевидно, что цены не будут отражать реальной ситуации на рынке, их «нарисуют» методом интерполяции и математического сравнения, достоверности в них никакой не будет. А пострадают в первую очередь производители и поставщики продукции.

Возьмем еще один аспект. С введением данной системы мы получим ситуацию с ограничением конкуренции на рынке, а также появлением коррупционных элементов (хотя Минстрой РФ это отрицает). Нужно учитывать тот факт, что в последние годы стали весьма характерны неплатежи по госзаказам, становится все больше судебных споров по вопросам стоимости строительства. Дорожники вот постоянно жалуются, что не всегда стоимость строительства их объектов устанавливается правильно. В результате хромает качество и удобряется почва для коррупции. Желание диктовать цены на рынке — это всегда очень большая ответственность, экономическая и политическая. Готово ли к этому наше государство? Сомневаюсь.

Еще хочется обратить внимание на то, что некоторые принятые решения по введению ФГИС ЦС даже в части своих формулировок просто безграмотны. Например, в методике расчета часто упоминается некая «сметная цена». Что имеется в виду? Давайте разберемся. Минстрой РФ предлагает в качестве сметной цены брать цену производителя на месте отгрузки у поставщика, то есть не учитывать стоимость транспортировки. В данном случае речь идет об оптовой цене или отпускной, если хотите, но никак не о сметной. Последняя же цена является той, которая фиксируется уже непосредственно на объекте строительства, с учетом доставки.

Транспортные затраты, к слову, — очень серьёзная строка расходов в любой смете на строительство. Так, цена цемента марки 500 у поставщика может быть 2,9 тыс рублей за тонну. При плече перевозки в 600 км цена может вырасти до 3,8 тыс. рублей за тонну. А на строительной площадке тонна цемента может и вовсе стоить уже 4,5 тыс рублей.

Какой смысл во всей этой системе ценообразования, если из нее попросту выкидываются транспортные расходы? Тем более, что тарифы на автомобильные и ж/д перевозки сметчик опять-таки вынужден брать из федеральной государственной информационной системы.

И последнее, о чем хотелось бы сказать, ФГИС ЦС и мониторинга цен декларируется сегодня Минстроем РФ как ключевой элемент новой ресурсной системы ценообразования в строительстве, так называемого ресурсный метод. Я сам являюсь сторонником данного метода, поскольку полагаю, что он позволяет точно определить стоимость любого строительства. Это, кстати, не изобретение сегодняшнего дня, метод существует еще 90-х годов, им уже давно пользуются крупные корпорации, типа Росатома, многие регионы работают только по этому методу. Однако мы не должны здесь подменять понятия. Ведь на чем основывается ресурсный метод? При определении стоимости строительства все ресурсы, которые используются в процессе производства, идут по фактической стоимости, причем исполнитель работ должен подтвердить эту стоимость расчетно-платежными документами, договорами, товарно-транспортными накладными. Другими словами, речь идет о цене, по которой материал был объективно приобретен у поставщика. И в этом случае нам, безусловно, нужен ориентир в виде некого ценового мониторинга.

К примеру, заказчик говорит: «У меня по мониторингу арматура стоит 33 тыс рублей, а вы мне предлагаете на 30% дороже. У меня есть сомнения, докажите, что цена рыночная». А дальше уже начинается нормальный договорной процесс. Мы же сегодня эту составляющую пытаемся убрать. Если все цены на ресурсы сметчик обязан брать из ФГИС ЦС, теряется весь смысл ресурсного метода.

Источник: http://stroy.expert


Вставать на обновление и обезопасить себя от всех изменений
Буть в курсе — обновляйся!
48-35-00


Планируете сами во всем этом разбираться? Или нужен помощник, тот кто расскажет объяснит и научит?

Наши клиенты получают:

[list style=»plus»]

  • горячие новости
  • консультации по телефону
  • обучающие семинары
  • разъяснения вместе с обновлением
  • свежий ежемесячный журнал «Современное строительство и ценообразование»
  • обновление сметной программы и наполнение её новыми нормативами
  • личные консультации в вашем в офисе с нашими сертифицированными специалистами
  • поддержка 8 часов 5 дней в неделю
    [/list]

Наши клиенты выбирают годовую подписку на обновления т.к. у нас в течении года более доплат не требуется.

Будь с нами!

Или будь один на один со всеми трудностями и тебе никто не поможет….

Получить индивидуальные предложения
по телефону 48-35-00


Учись, повышай свой уровень


Ознакомьтесь с нашим программами

logo_8 logo_8 logo_8 logo_8 logo_8 logo_8 logo_8

С уважением, ООО «Система»


Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on email
Email

Последние новости