Президент Cоюза инженеров-сметчиков Павел Горячкин о «подводных камнях» реформы ценообразования в строительстве и необходимости изменения правового статуса сметных цен строительных ресурсов в ФГИС ЦС Минстроя России
Самая большая опасность и риск размещения сметных цен в ФГИС ЦС Минстроя России и перехода на ресурсный метод ценообразования в строительстве в предлагаемой Минстроем схеме — когда фактические цены подрядчиков по данным учета себестоимости в строительстве и принятые в сметной и исполнительной документации (в формах КС-2) из ФГИС ЦС цены будут отличаться на значительные величины. В соответствии с принятыми нормативными правовыми актами сметные цены строительных ресурсов ФГИС ЦС станут обязательными для бюджетных строек и гос. корпораций. Сметчик же БУДЕТ ОБЯЗАН включать в документацию только эти цены вне зависимости от данных реальных закупок.
Не должно быть никаких иллюзий насчёт «верховенства закона» и права на «экономию подрядчика»… Есть другие понятия — «хищение», «растрата», «мошенничество» и т.п.
Если в проводимую Минстроем России реформу ценообразования в строительстве не внести серьезные коррективы, то первый же Акт выполненных работ на крупной бюджетной стройке, составленный ресурсным методом по сметным нормативам и данным сметных цен ФГИС ЦС, может привести должностных лиц его подписавшим на скамью подсудимых ввиду явного несоответствия данным производственного и бухгалтерского учёта себестоимости строительных работ. Ресурсная смета — это не смета, составленная по закрытым расценкам базисно-индексного метода, а это «открытая расписка» и «чистосердечное признание» до последнего гвоздя…»
К примеру, Федеральное Казначейство РФ при сопровождении государственных контрактов имеет право проверить:
В действующей базисно-индексной системе в сметах и актах на бюджетных стройках текущие цены на конкретные строительные материалы, как правило «размыты» через индексы пересчета. Видна или совокупная текущая сметная стоимость всех материалов по расценке, разделу или смете в целом, или в части выведенных за расценку, но все равно полученные, — как базисная стоимость умноженная на индекс. При ресурсном методе расчета в текущем уровне цен — показывается текущая сметная стоимость каждого материала без всяких индексов пересчёта. Вот тут-то и могут возникнуть вопросы…
Об экономии подрядчика можно говорить в базисно-индексной системе, где ее просто не видно за закрытыми расценками и индексами. С введением ФГИС ЦС в актах выполненных работ придётся ставить цены из неё, а не фактические. Получится так, что подрядчик в Акте предъявил к оплате и отчитался за материалы по одним ценам, а реально приобрёл совсем по другим. Если бы в Акте он поставил фактические цены, то тогда можно было бы говорить о возможной экономии, по сравнению с ценой в Смете при соблюдении других условий (марка, качество, расход и т.п.).
Соответствие объемов исполнения контракта по документам и по факту,
Соблюдение предусмотренных сроков,
Факт поставки товара (приемку могут зафиксировать с помощью фото- и видеосъемки),
Соответствие цены товара его себестоимости по структуре затрат,
Размер прибыли на соответствие предельному размеру прибыли, установленной контрактом.
По мнению Союза инженеров-сметчиков, статус применения сметных цен строительных ресурсов из ФГИС ЦС должен быть изменен:
Необходимо оставить обязательность применения сметных цен строительных ресурсов из ФГИС ЦС только для разработки сметной документации и определения начальной (максимальной, лимитной) сметной стоимости — для формирования максимальной цены контракта, при размещении заявки. Таким образом, сметные цены строительных ресурсов становятся «референтными». (референтный — ориентировочный, взятый для ориентира).
При расчетах за выполненные строительные работы сметные цены строительных ресурсов принимаются по фактическим данным подрядных строительных организаций (ценам приобретения с учетом доставки) и подтверждаются документами производственного и бухгалтерского учета. При этом фактические сметные цены строительных ресурсов не должны превышать сметные цены, размещенные в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве ФГИС ЦС Минстроя России за отчетный период. При превышении фактической сметной цены на строительный ресурс более чем на 10 процентов по сравнению с ценой, размещенными в ФГИС ЦС – делается сопоставительный расчет по всей номенклатуре включенных в Акты выполненных работ КС-2 ресурсам. Пересмотр (корректировка) цены государственного контракта и (или) возможность компенсации фактической (подтвержденной) стоимости строительных ресурсов производится в соответствие с условиями контракта.
Исходя из вышесказанного, получается, что подрядчик сможет увеличить отпускную цену на материалы в смете не более, чем на 10% от цены во ФГИС. Таким образом, законодательно устанавливается предельная наценка на материалы в смете, после которой у проверяющих органов гарантированно будут вопросы ко всей смете и участникам конкретной стройки с угрожающими последствиями. Вполне возможно, такую возможность жестко контролировать цены на ресурсы в смете смогут использовать как дополнительный инструмент давления на подрядчика. Будем смотреть на цены во ФГИС - насколько они будут актуальными на момент составления /проверки сметы, особенно той, что была составлена задолго до публикации на тендерных площадках. Кроме того, удобного инструмента для проверки цен в смете составленной в ценах прошлого периода мы пока не нашли, вполне возможно он в процессе разработки -
прокомментировал ситуацию директор ООО "Система" Белов Юрий Юрьевич.
Планируете сами во всем этом разбираться?
Получите индивидуальное предложение по телефону:
Наши клиенты получают:
- горячие новости
- консультации по телефону
- обучающие семинары
- разъяснения вместе с обновлением
- свежий ежемесячный журнал «Современное строительство и ценообразование»
- обновление сметной программы и наполнение её новыми нормативами
- личные консультации в вашем в офисе с нашими сертифицированными специалистами
- поддержка 8 часов 5 дней в неделю