Обзор ключевых изменений в новой ФСНБ-2022

Главгосэкспертизой осуществлено формирование сметно-нормативной базы ФСНБ-2022. Указанные работы проведены во исполнение пункта 2.4 Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли, утвержденного заместителем председателя  Правительства  Российской  Федерации   Хуснуллиным  М.Ш.  от  10.12.2020

№ 11789п-П16.

Главные отличия новой сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 от ФСНБ-2020 и всех предшествующих это новый актуальный уровень цен 2022 года, а также отсутствие в составе базы единичных расценок – ФЕРов.

В рамках работ по актуализации сметно-нормативной базы было проанализировано 51 925 сметных норм. В результате актуализации в различной степени изменениям подверглось 34 222 сметных нормы.

На рассмотрение представлено 118 сборников включающие 51 601 норму, а также сметные цены по 24 871 материалам и 1 568 машинам и механизмам.

Сметные нормы, входящие в сметно-нормативную базу, есть совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее — строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения. Работа, связанная с формированием ресурсной части сметной-нормативной базы ФСНБ-2022, оказалась самой трудоемкой частью относительно остальных изменений, вносимых в сметные нормы.

Так, например, сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции содержал в своем составе более 60 тысяч позиций сметных цен строительных ресурсов. При этом следует отметить, что данный сборник в сметно-нормативной базе редакции 2001 года содержал около 30 тысяч позиций. То есть в течение 20 лет сборник пополнялся новыми ресурсами по данным производителей, которые регулярно обновляли линейки выпускаемой продукции, по результатам внесения изменений в государственные стандарты и технические условия, а также издания новых, но исключение устаревших и снятых с производства ресурсов из него не производилось. Мониторинг текущей стоимости строительных ресурсов осуществлялся не только в целях получения непосредственно текущих цен, но и для исключения устаревших, не применяемых строительных ресурсов. Кроме того, из ФСНБ-2022 исключены строительные ресурсы, не используемые в сметных нормах. Однако, в связи со значительным объемом строительных ресурсов, который закрывал хотя бы базовую потребность сметно-нормативной базы в материалах и машинах, к настоящему времени сборники сметных цен строительных ресурсов сформированы в проектной номенклатуре. В тоже время, учитывая, что сборники сметных цен строительных ресурсов издаются в уровне цен по состоянию на 01.01.2022 года, расчет

отдельных позиций строительных ресурсов выполняется, в том числе, в настоящее время.

Следует отметить, что сбор данных о текущих ценах строительных ресурсов и пересмотр номенклатуры осуществлялись в течение 2020-2021 годов. Пересчет полученных цен в уровень 01.01.2022 планировалось осуществлять с использованием индекса фактической инфляции, определяемого на основании официальной статистической информации об индексах цен производителей на строительную продукцию, а также на индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемым Росстатом для соответствующего периода. Однако анализ цен в течение 2021 года

показал, что указанные индексы не в полной мере отражают динамику роста цен на отдельные группы строительных ресурсов. Для отражения в актуализированном сборнике достоверной ценовой информации с учетом существенного роста цен в течение 2021 года, в 3 и 4 кварталах 2021 года был проведен экспресс-мониторинг цен по основным группам ресурсов с выделением ресурсов-представителей из полной номенклатуры.

По результатам утверждения актуализированной сметно-нормативной базы и до вступления ее в действие планируется добавление номенклатуры строительных ресурсов по результатам окончания работ по мониторингу, расчету сметных цен, а также по итогам анализа замечаний и предложений, в том числе, на созданном для этих целей разделе федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

Актуализированные сборники цен на материалы, изделия и конструкции (ФСБЦ) и расценок на эксплуатацию машин и механизмов (ФСЭМ) в базисном уровне цен синхронизированы с проектом обновленного Классификатора строительных ресурсов (далее – Классификатор) таким образом, что каждой позиции ФСБЦ и ФСЭМ соответствует одна или более позиция Классификатора. Таким образом обеспечивается возможность актуализации сметных цен строительных ресурсов, задействованных в сметных нормах с использованием информации о ценах, агрегируемой в ФГИС ЦС.

Выполнены работы по комплексному пересмотру и актуализации сметных норм, связанные с анализом строительных ресурсов входящих в них. Формирование сборников сметных цен ФСБЦ и ФСЭМ в новом уровне цен выявило потребности в исключении дублирующих позиций, подбору аналогов, уточнения применяемых машин и материалов в нормах.

Так, например, расчет сметных цен на эксплуатацию машин и проводимый для него мониторинг стоимости ресурсов, могут выявить машины, снятые с производства, не выпускающиеся и не применяемые в современном строительстве. Учитывая, что повышение механизации строительных работ ставилось в приоритет еще при разработке сметно- нормативных баз 80-х годов, выявление подобных фактов в большинстве случаев говорит о том, что не только машина потеряла актуальность, но в целом технология и технологические процессы, завязанные на нее, устарели и требуют исключения в случае их неприменения в проектах или актуализации посредством замены машины на аналог.

Таким образом, в настоящее время в ФСНБ-2022 произведены замены строительных машин и механизмов на актуальные аналоги или корректировка нормы времени работы машин по 10 498 позициям строительных ресурсов в 7 480 сметных нормах.

Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов рассчитаны в соответствии с актуальной методологией:

годовой режим работы машин и механизмов – введены дополнительные положения, касающиеся порядка расчета годового режима работы машин и механизмов, значительно расширен перечень групп машин и механизмов, по которым приведены рекомендуемые значения годового режима работы машин и механизмов. При этом, годовой режим для ряда машин был уточнен расчетным методом;

уточнен порядок определения амортизационных отчислений на полное восстановление машин и механизмов – добавлены справочные значения показателей амортизационных отчислений по группам машин и механизмов, уточнен порядок определения восстановительной стоимости машин и механизмов;

нормы годовых затрат на все виды ремонта, техническое обслуживание, диагностирование и замену быстроизнашивающихся частей (далее – нормы затрат на ремонт) –

расширен перечень групп за счет введения позиций «Прочие машины» и «Прочие механизмы», пересмотрен размер корректирующего коэффициента, применяемого к нормам затрат на ремонт импортной техники (был 0,6, а стал 0,76), уточнен порядок применения данного коэффициента;

затраты на энергоносители – уточнен порядок определения расхода энергоносителей, приведены все необходимые справочные значения показателей, которые задействованы в расчете затрат на энергоносители, сформирован подход к определению затрат на сжатый воздух;

затраты на перебазировку машин и механизмов – приведены справочные значения коэффициентов для определения затрат на перебазировку (для тех машин и механизмов в чьей сметной цене эксплуатации она учитывается);

сметная цена на эксплуатацию машин и механизмов – рассчитывается без учета оплаты труда машинистов (оплата труда машинистов приводится отдельно).

В таблицу выходной формы добавлены дополнительные данные – средний разряд машинистов, код среднего разряда машинистов, трудозатраты машинистов, расход электроэнергии, стоимость электроэнергии, отметка о том учтена в сметной цене на эксплуатацию машины (механизма) перебазировка или не учтена. Сметная цена на эксплуатацию машин и механизмов приводится без учета оплаты труда машинистов, а оплата труда машинистов приводится отдельно в следующем столбце.

Произведена оптимизация номенклатуры строительных машин и механизмов путем замены на полнофункциональные аналоги по 172 позициям строительных ресурсов.

В случае учета сметными нормами материальных ресурсов снятых с производства требуется проведение замен учтенных материальных ресурсов на аналоги, выпускаемые сегодня. Если технология, учтенная в составе сметных норм, предусматривает применение исключительно конкретного материального ресурса определенной марки/типа/вида и при этом такой ресурс снят с производства и не выпускается промышленностью, то сметные нормы, по таким технологиям, подлежат исключению из сметно-нормативной базы в связи с отсутствием их востребованности.

Таким образом, в настоящее время в ФСНБ-2022 произведено 52 915 замен строительных материалов на актуальные аналоги в 23 537 нормах, в том числе 1 550 замен конкретных материалов на открытые группы.

Проведена актуализация номенклатуры строительных ресурсов на основании действующей нормативно-технической документации. Отдельно следует отметить корректировку позиций нерудных материалов, асфальтобетонных смесей в соответствии с обновленными и новыми государственными стандартами. Откорректированы позиции бетонных смесей, металлопроката, битумов, керамических и силикатных кирпичей, кабельной продукции, труб полиэтиленовых и изоляционных материалов. Из данных групп строительных материалов удалены позиции отсутствующие (устаревшие и не производящиеся) на рынке строительных материалов  Российской  Федерации.  Так,  например,  по  согласованию  с  ассоциацией

«Росасфальт» исключены не используемые марки асфальтобетонных смесей и битумов: смеси асфальтобетонные горячие высокопористые песчаные, битум нефтяной дорожный БНД 20/35, БНД 35/50, битум нефтяной дорожный улучшенный (БДУ) различных марок и другие.

В свою очередь были добавлены асфальтобетонные смеси по новым ГОСТ: ГОСТ Р 58401.1-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования», ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия», ГОСТ Р 58401.2-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон

щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования», ГОСТ Р 58406.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия».

Исключены трубы полиэтиленовые марок ПЭ 63 и ПЭ 80, не производящиеся в настоящее время, добавлена линейка труб полиэтиленовых ПЭ 100 с размерным соотношением SDR 26, трубы из ковкого чугуна заменены трубами из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ) и так далее.

Отдельно следует отметить проведенную перешифрацию сборников сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр). При формировании сметно-нормативной базы в редакции 2001 года, за основу были приняты сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиП 4.02-91), на ремонтно-строительные работы (СНиР-91Р), на монтаж оборудования (СНиП 4.06-91), а также ряд прейскурантов и иных нормативных документов, утвержденных Госстроем СССР.

Первыми в сметно-нормативную базу редакции 2001 года формировались сборники сметных норм на ремонтно-строительные работы, и они сохранили шифрацию, предусмотренную СНиР-91Р, например, норма 51-1-2 «Разработка грунта внутри здания в траншеях» и ГЭСН редакции 2001 года с шифром 51-1-2, где «51» — номер сборника, «1» — порядковый номер таблицы, «2» — порядковый номер нормы в таблице. Указанной системой шифрации не предусмотрена возможность деления сборников на отдельные части (разделы, отделы), также отсутствует возможность добавления новых таблиц сметных норм в середину сборника ввиду шифрации существующих таблиц по порядку (за исключение случаев оставления резервных емкостей в шифрах таблиц). При формировании оставшихся сборников сметных норм на строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы в сметно- нормативную базу редакции 2001 года этот недостаток был учтен и устранен, в результате чего шифры приобрели следующий вид 01-01-001-01, где первая группа цифр – номер сборника, вторая – номер раздела, третья – таблицы в разделе, четвертая – нормы в таблице. При такой системе шифрации исключаются недостатки принятой в СНиП 4 (СНиР-91Р), шифр вне зависимости от порядкового номера норм и таблиц всегда имеет одинаковой количество символов и структуру, исключая таким образом сложности машинной сортировки данных. Принимая во внимание вышесказанное сборники сметных норм на ремонтно-строительные работы были перешифрованы таким образом, что норма 51-1-1 «Разработка и обратная засыпка грунта вручную внутри здания в котлованах глубиной до 3 м площадью до 10 м2» в ФСНБ-2022 имеет шифр 51-01-001-01. Следует отметить, что при проведении перешифрации был сформирован переходной ключ от старого шифра к новому для обеспечения возможности автоматизированного пересчета сметной документации из ФСНБ-2020 в ФСНБ-2022.

В рамках формирования ФСНБ-2022 актуализированы линейки экскаваторов на гусеничном ходу: удалены дублирующие позиции, сформирована единая линейка экскаваторов без дифференциации на импортных и отечественных производителей.

По итогу произведенных изменений пересмотрены нормы, в которых задействованы указанные экскаваторы.

В результате проведенной аналитической работы сформирована единая линейка норм по следующему принципу: для экскаваторов, по которым в качестве машины-представителя выбрана машина отечественного производства – принята норма на разработку грунта отечественными экскаваторами с показателями нормы времени, принятыми по СНиП 4.02-91, для экскаваторов, по которым в качестве машины-представителя выбрана машина импортного

производства, соответственно принята норма на разработку грунта импортными экскаваторами с показателями нормы времени, принятыми по сметно-нормативной базе редакции 2017 года.

При формировании сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 разрешена давняя проблема, связанная с определением затрат на внутрипостроечный транспорт материальных ресурсов при применении нормативов сборника 30 Мосты и трубы. Затраты на указанные виды работ определялись на основании данных, отраженных в приложении 30.1 к сборнику, выраженных в натуральных показателях (трудозатраты, нормы времени работы машин и расход материальных ресурсов). При определении сметной стоимости указанных затрат сметчиками производилась калькуляция ресурсов непосредственно в локальных сметах с различной вариативностью в разных программных комплексах. В результате повышалась вероятность ошибки, связанная с человеческим фактором, значительно увеличивалась трудоемкость разработки сметной документации на строительство мостов (путепроводов), возникали сложности с формированием и представлением на государственную экспертизу сметных расчетов в формате XML.

В результате в разделе 8 сборника 30 Мосты и трубы сформирован подраздел 8.15

«Доставка материалов, изделий и конструкций» в составе которого размещены две таблицы сметных норм на доставку материалов железнодорожным и автомобильным транспортом соответственно. Указанные нормы не новые, они являются переформатированными данными приложения 30.1. Как следствие, приложение 30.1 подлежит исключению из сборника с одновременной корректировкой отдельных пунктов технической части ссылающихся на него.

В соответствии с пунктом 2.4.2 Методических рекомендаций по разработке сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, утвержденных приказом Минстроя России от 04.09.2019 № 509/пр, при составлении калькуляции затрат строительных ресурсов в нее не включаются инструмент и производственный инвентарь, не относящиеся к основным средствам и учитываемые в составе накладных расходов в соответствии с Методическими рекомендациями по определению величины накладных расходов в строительстве, а также производственные приспособления и оборудование, учитываемые в составе норм амортизационных отчислений в составе титульных временных зданий и сооружений.

В связи с тем, что ФСНБ-2022 не предусматривает в своем составе федеральных единичных расценок (ФЕР), возможность дополнительного учета затрат на энергоносители в процентах, принятая в ФСНБ-2020, для нее неприемлема. В результате проведения аналитической работы по определению потребности в энергоносителях в натуральном выражении необходимый расход электроэнергии и бензина был учтен непосредственно в ресурсной части 9 812 сметных норм.

Также в проект ФСНБ-2022 включены новые сметные нормы, утвержденные в дополнениях и изменениях № 9 (приказы Минстроя России от 20.12.2021 № 961/пр и № 962/пр), а также нормы, одобренные Научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Общее  количество  сметных  норм,  включенных  в  ФСНБ-2022  составило  – 316 новых и 25 актуализированных.

Обращаем  внимание,  что  ФСНБ-2022  утверждена  приказом  Минстроя  России от 30.12.2021 № 1046/пр.

Приказом Минстроя России от 18.05.2022 года № 378/пр утверждены первые дополнения и изменения к ФСНБ-2022 и изменена дата вступления ФСНБ-2022 в действие – с 30.12.2022.

Дополнения и изменения реализованы во исполнение пункта 2.1 Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным от 10.12.2020 № 11789п-П16.

Приказом 18.05.2022 № 378/пр в состав сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 включено 710 новых сметных норм, в том числе 347 сметных норм разработаны инициаторами в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13.01.2020 № 2/пр и 72 сметные нормы разработаны Главгосэкспертизой России, 291 сметная норма сформирована в рамках реализации Плана мероприятий по взаимодействию Минстроя России, ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Правительства Москвы (в лице Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов — Москомэкспертизы) и Плана мероприятий по взаимодействию Минстроя России, Минтранса России и ФАУ «Главгосэкспертиза России» по гармонизации государственных сметных нормативов и отраслевых сметных норм.

При подготовке первого дополнения проведена масштабная работа на основании анализа ФСНБ-2022, проводимого в рамках информационно-разъяснительной работы Главгосэкспертизы России, а также на основании поступивших на портал федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) обращений от профессионального сообщества. В целом Главгосэкспертизой России актуализировано более чем 23000 сметных норм и разработано 16 новых сметных норм.

Стоит обратить внимание на разработанные специалистами Главгосэкспертизы 12 норм в составе таблицы ГЭСНр 57-01-021 «Разборка стяжек», которые были востребованы, но в сметно- нормативной базе отсутствовали. Также разработаны новые нормы ГЭСНм 08-01-081-04 – 08-01- 081-07 «Аппараты управления и сигнализации», при этом нормы с 08-01-081-01 по 08-01-081-03 исключены как неактуальные.

Актуализации подверглись сметные нормы в связи с уточнением расхода затрат труда машинистов, наименований машин и механизмов, расхода строительного ресурса «бензин» и другие.

В сборнике ГЭСН 27 «Автомобильные дороги» (уточнена ссылка на таблицу для применения коэффициента: вместо «27-09-012» указана «27-07-012». Изменения внесены в пункт

3.17 приложения 27.3 «Коэффициенты к сметным нормам, учитывающие условия применения ГЭСН сборника 27».

Кроме того, текущие изменения и дополнения к ФСНБ-2022 предусматривают включение в ФСБЦ (сборник сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование) строительных ресурсов, данные о стоимости которых представляют производители и поставщики в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 (в редакции от 12.06.2021 № 1160). Актуализированы наименования машин «Автопогрузчики вилочные» в части замены наименования «автопогрузчичи» на «автопогрузчики», что привело к актуализации более 16 000 сметных норм.

Приказом Минстроя России от 26.08.2022 года № 703/пр утверждены вторые дополнения и изменения к ФСНБ-2022. Срок вступления в действие – с 30.12.2022.

Указанным приказом включено 339 новых сметных норм, в том числе 115 сметных норм разработаны инициаторами в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13.01.2020 № 2/пр и 28 сметных норм разработаны

Главгосэкспертизой России, 196 сметных норм сформированы в рамках реализации Плана мероприятий по взаимодействию Минстроя России, ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Правительства Москвы (в лице Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов — Москомэкспертизы) и Плана мероприятий по взаимодействию Минстроя России, Минтранса России и ФАУ «Главгосэкспертиза России» по гармонизации государственных сметных нормативов и отраслевых сметных норм.

Также в рамках указанного дополнения и изменения, актуализировано более 400 сметных

норм.

В части строительных ресурсов:

  • порядка    408    добавленных    строительных    материалов,    а    также    около    1161

актуализированных строительных материалов (10 ресурсов предложено к удалению);

  • 1 добавленная машина, а также внесены изменения по 23 машинам и механизмам (уточнено наименование 10 машин и механизмов, откорректирован код 1 машины, а также уточнена сметная цена на эксплуатацию по 13 машинам).

Приказом Минстроя России от 26.10.2022 года № 905/пр утверждены третьи дополнения и изменения к ФСНБ-2022. Срок вступления в действие – с 30.12.2022.

Указанным приказом включено 117 новых сметных норм, в том числе 18 сметных норм разработаны инициаторами в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13.01.2020 № 2/пр и 24 сметных норм разработаны Главгосэкспертизой России, 75 сметных норм сформированы в рамках реализации Плана мероприятий по взаимодействию Минстроя России, ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Правительства Москвы (в лице Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов — Москомэкспертизы) и Плана мероприятий по взаимодействию Минстроя России, Минтранса России и ФАУ «Главгосэкспертиза России» по гармонизации государственных сметных нормативов и отраслевых сметных норм.

Также в рамках указанного дополнения и изменения, актуализировано более 1600 сметных норм.

В части строительных ресурсов:

  • порядка 1136 добавленных строительных материалов, а также 740 актуализированных строительных материалов (316 ресурсов предложено к удалению);
    • 7 добавленных машин, а также внесены изменения по 48 машинам и механизмам (уточнено наименование 16 машин и механизмов, уточнен разряд и количество машинистов по 2 позициям, уточнены данные по энергоносителю –15 позиций, а также уточнена сметная цена на эксплуатацию по 21 машинам); удалено – 3 позиции.

Подробнее с внесенными изменениями можно ознакомиться на сайте федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) по ссылке https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/frsn/fsnb/project. Кроме того, ФГИС ЦС содержит сборники форму для направления замечаний и предложений к ФСНБ-2022, не предполагающую предоставление ответа. Все поступающие предложения и замечания будут отработаны и, при необходимости, учтены в очередных дополнениях и изменениях в ФСНБ-2022.

Обращаем внимание, что для разработчиков сметных программных комплексов на сайте ФГИС ЦС в ближайшее время будет размещена ФСНБ-2022 в формате открытых данных с учетом дополнений и изменений № 1, № 2 и № 3.

Работы по актуализации содержания сметных норм, корректировке отдельных положений технических частей, наполнению сборников строительных ресурсов ценовыми показателями и другие будут продолжены в течение переходного периода. При этом, для обеспечения

всестороннего учета мнений участников инвестиционно-строительного процесса, предлагаем направлять замечания и предложения к ФСНБ-2022 через специальную форму на сайте ФГИС ЦС к ФСНБ-2022.

Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on email
Email