О мерах по обеспечению своевременного и качественного строительства объектов в рамках национальных проектов

Совещание о мерах по обеспечению своевременного и качественного строительства объектов в рамках национальных проектов

Д.Медведев: Добрый день, коллеги!

Мы встречаемся в Ставрополе. Обычно в Ставрополе обсуждают урожай и туризм, а мы сегодня встретились, чтобы обсудить качественное строительство объектов в рамках национальных проектов. Это правильно, потому что стройки есть везде. Более того, сейчас у нас пик строительного сезона, нужно строить быстро, но качественно.

Работы по национальным проектам развёрнуты по всей стране. Это мы видим и здесь, в Ставропольском крае. Только что смотрели один из строящихся микрорайонов. Темп везде набран, но я не могу сказать, что он везде такой, как нужно. Скажем прямо, этот темп нужно наращивать – наращивать практически в каждом регионе страны. Тем более что все инструменты для такой работы у губернаторов есть. Но это не означает, что созданы абсолютно все условия. Для того чтобы обсудить эти условия, мы с вами здесь и встретились.

Средства из федерального бюджета на мероприятия самих нацпроектов и других сопряжённых проектов по инфраструктуре в регионы в значительной степени уже по текущему году поступили. Но нужно, чтобы эти деньги как можно быстрее доходили до исполнителя и запускались строительные работы, поскольку строительный сезон в нашей стране не очень длинный и даже в тёплых местах, как здесь, в Ставропольском крае, всё равно наступают холода. Я уж не говорю про другие регионы нашей страны.

Мы реформировали контрактную систему, упростили конкурсные процедуры и процедуры заключения контракта. Сократилось и время проведения закупок, так как нас об этом просили губернаторы и бизнес об этом ставил вопросы. Были созданы дополнительные барьеры для всякого рода недобросовестных участников рынка, неквалифицированных участников рынка, которые занимались на этом рынке махинациями.

Недавно были внесены также назревшие изменения в Градостроительный кодекс, которые в существенной степени избавляют застройщиков от проведения неоправданных повторных экспертиз проектной документации. Это не значит, что этот вопрос окончательно доведён до нужного состояния, тем не менее об этом просили и это было сделано. Теперь нужно как можно быстрее подготовить необходимые подзаконные акты, чтобы эти изменения уже заработали на практике и ускорили темпы строительства. Я считаю, что это должно стать одним из результатов нашего сегодняшнего совещания: чтобы вся нормативная документация на уровне подзаконных актов – будь то постановления Правительства или акты министерств и ведомств – вышла.

Кроме того, мы готовимся возродить, по сути, по всей стране и на всех направлениях институт типового проектирования. Для качественного и быстрого строительства нужны, конечно, современные строительные материалы, техника, оборудование по доступным ценам, предпочтительно российского производства. Мы неоднократно эту тему обсуждали.

Мы понимаем, что масштабная стройка в рамках нацпроектов должна подтолкнуть развитие смежных отраслей. Нельзя допускать ни перепроизводства, ни дефицита. Это, конечно, тонкая история. Этим всем нужно аккуратно руководить. Нельзя ни в коем случае и свалиться в спекулятивный разгон цен. Именно поэтому нужно самым внимательным образом мониторить, что происходит на рынке стройматериалов.

Мы приступили к реформированию нынешней системы ценообразования. Правительство изменило правила мониторинга цен строительных ресурсов. Теперь в мониторинге цен принимают участие министерства и ведомства, региональные власти, государственные компании. Таким образом, надеюсь, он стал более объективным и, что немаловажно, более репрезентативным, то есть отражает более точную выборку по состоянию дел на рынке. Но работа по совершенствованию системы ценообразования на строительные материалы должна быть продолжена.

Кроме того, мы установили возможность применять при проектировании и строительстве сметные нормы с учётом новых технологий, материалов и оборудования.

Ещё одна важная тема – стимулирование жилищного строительства. Причём здесь речь идёт и о традиционном для нас строительстве – многоквартирных домах (мы сейчас как раз такой опыт на Ставрополье смотрели). Но это должно коснуться и индивидуального жилищного строительства. Очевидно, что нам надо завершить разработку программы по его развитию. Я об этом говорил в ходе отчёта в Государственной Думе и на других совещаниях. Надо уделить особое внимание созданию стимулов, в том числе финансовых, которые сделали бы эту программу привлекательной для людей.

Важно проанализировать опыт практического применения уже принятых решений, оценить перспективы инициатив, которые есть. В этом тоже один из смыслов совещания. Очевидно, что, мягко говоря, не всё работает идеально. Требуется, как обычно, вносить изменения в ходе реализации проекта. Очень существенна региональная специфика, поэтому она должна обязательно найти отражение в решениях, которые мы принимаем. И необходимо наметить дальнейшие направления нашей работы.

Теперь попрошу выступить коллег, которые готовили эту тему. Начнём с доклада Министра строительства. Владимир Владимирович (обращаясь к В.Якушеву), пожалуйста.

В.Якушев: Мы находимся в активной фазе реализации национальных проектов. При их реализации объём капитальных вложений составляет порядка 7 трлн рублей. Поэтому нам нужно построить достаточно большое количество объектов. Сделать это нужно качественно, в срок, преодолевая процедурные проблемы, которые существуют на сегодняшний день в строительстве и которые мешают реализовать данную задачу. Часть задач в течение этого года удалось реализовать. Дмитрий Анатольевич уже сказал в своём выступлении, что мы по поручению президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам решили вопрос, связанный с повторной экспертизой. Это была достаточно тяжёлая процедура – когда у нас менялся проект в течение строительства, каждый раз при любом изменении мы должны были заходить на повторную экспертизу.

Внесённые изменения в закон №151 и принятый уже закон дают сегодня возможность не останавливать строительство, внося изменения по ходу реализации проекта. Об этом говорили все федеральные органы власти, об этом говорили все строители. Это действительно было серьёзным, тяжёлым барьером. Таким образом, изменения в проектную документацию, которые не затрагивают несущих строительных конструкций, соответствуют требованиям безопасности и заданию на проектирование, а также когда это не приводит к превышению лимита бюджетных ассигнований по бюджетным объектам, могут утверждаться прямо на строительной площадке. Учитывая, что законопроект достаточно свежий, я прошу обратить на это внимание, внимательно его посмотреть, и сегодня все эти процедуры можно запускать.

Второй вариант, когда мы можем не вносить изменения в проектную документацию при реализации на площадке того или иного проекта, – когда мы с экспертами из экспертизы заключаем соглашение, и эксперт сопровождает этот проект. Поэтому любое изменение, не останавливая проект и не требуя захода в экспертизу, может быть также на площадке согласовано с экспертом, и мы продолжаем строительство. Мы знаем, что при реализации сложных проектов иногда заходы в экспертизу бывали по три-четыре раза. Это делало процедуру строительства достаточно длинной и вело к серьёзному удорожанию. Эти изменения на сегодняшний день уже внесены в законодательство.

Сегодня министерство работает над подготовкой подзаконных нормативных документов. Большая часть из них уже готова, мы сейчас их будем вносить. Часть из них – это постановления Правительства, часть касается приказов Министерства строительства, поэтому мы будем двигаться предельно быстро, потому что понимаем, насколько коллеги ждут этих изменений.

Второе очень важное изменение, по которому тоже было очень много проблем, – это разграничение понятия сметной стоимости строительства на стадии формирования начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, применяемой при исполнении сторонами своих обязательств. То есть, когда мы с вами формируем проектную документацию, заходим в экспертизу, то мы приблизительно просчитываем данный проект. Потом, когда мы начинаем его реализовывать непосредственно на строительной площадке, жизнь вносит коррективы. И, как строители привыкли это называть, как мы это называем, возникает так называемая пересортица, когда нужно выполнить один объём работ, применить при этом другие машины и механизмы, но мы не выходим за цену контракта. Это всегда было точкой напряжения, особенно со стороны проверяющих органов. Мы это расшили, это решение принято. На сегодняшний день здесь нет никаких проблем, поэтому эти понятия на сегодняшний день законодательство тоже чётко разложило, и мы определили каждое понятие в Градостроительном кодексе.

Следующий момент, Дмитрий Анатольевич, – это тот вопрос, который сейчас как раз был задан на объекте, это вопрос ценообразования. И мы тоже очень подробно под Вашим председательством обсуждали это на президиуме Совета по стратегическому развитию. Вы тоже это отметили. В данный момент вся необходимая нормативная документация принята. Нам необходимо было внести изменения в постановление Правительства №1452 от 23 декабря 2016 года. Эти изменения внесены. Чтобы коллегам всем было понятно, это так называемые индексы. Мы с вами прекрасно понимаем, что себестоимость строительства начинает расти. Расчётным путём мы должны дать каждому субъекту Российской Федерации индексы, по которым они считают стройку. Но в последнее время практика выглядела следующим образом: эти индексы были накрыты только индексом-дефлятором. И что у нас произошло за последние пять лет? За последние пять лет себестоимость строительства приблизительно – в разных регионах по-разному, но в среднем – выросла от 28 до 30%. В стройку, согласно индексу-дефлятору, учитывая, что индекс этот составлял порядка 4%, мы дали 16. Вся остальная разница – это как раз те деньги, которые из сметной стоимости строек, мягко говоря, были высушены. Поэтому возникла такая ситуация: когда субъекты Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти проводят сегодня аукционные процедуры, туда либо никто не заявляется, либо приходят компании, которые заранее, скажем так, понимают, что они не смогут это выполнить, но тем не менее туда идут. Поэтому, опять же согласно Вашему поручению, Дмитрий Анатольевич, мы приняли все необходимые решения. Плюс к тому было внесено изменение в Градостроительный кодекс, и мы разморозили базисно-индексный метод. При этом есть Ваше поручение не останавливаться и продолжать работать, чтобы в 2022 году мы ресурсный метод всё-таки запустили. Но до 2022 года мы готовы ликвидировать накопившуюся ошибку в стройке с точки зрения ценообразования за счёт базисно-индексного метода. У нас рассчитаны все субъекты Федерации, сделана таблица по каждому субъекту, понятна ошибка в каждом субъекте – она от 0 до 33%. По Вашему поручению мы все материалы направили Антону Германовичу (А.Силуанову), который должен провести совещание, определиться, насколько произойдёт удорожание по нашим национальным проектам. Мы готовы эти индексы выдавать в субъекты Федерации, которые их ждут, чтобы расторговывать объекты, которые им необходимо построить в рамках национального проекта. Мы в течение этого года достаточно предметно отработали.

Что касается типового проектирования. Мы сегодня были в школе, проект которой взят из реестра, который ведёт Минстрой. За этот год у нас данный реестр пополнился более чем на 500 проектов. Но что мы хотим усовершенствовать, что дальше? Вроде бы есть реестр, из него можно брать проект, реализовывать на территории любого субъекта в нашей стране. Но что касается института типового проектирования… Хорошая школа, где мы сейчас были, но надо учитывать, что ряд параметров может меняться, потому что, если мы будем строить эту школу в Якутии, будут совершенно другие требования. Мы готовы вести библиотеку повторных проектов в одном из ведомственных учреждений Минстроя. Мы сделали расчёты и заявились на следующий бюджетный цикл, чтобы нам были выделены деньги. Деньги небольшие – на три года нам необходимо по 300 млн рублей. Когда мы создадим данную библиотеку, тогда ничего менять не надо. Для каждого климатического пояса можно будет брать проект, привязывать его. Мы экономим огромное количество времени. Мы просим поддержать нас в этом вопросе. Вроде бы всё идёт, сейчас самое главное – пройти процедуру согласования с Минфином о выделении дополнительного финансирования на это мероприятие.

Ещё один момент, над которым нам предстоит достаточно серьёзная работа, хотя под руководством Виталия Леонтьевича (В.Мутко) мы проделали большую работу, – это наисложнейший федеральный закон №384 по техническому регулированию. С 2016 года он обсуждается на разных площадках. В течение этого года порядка 70% разногласий, которые были между федеральными органами исполнительной власти, мы сняли. О чём этот закон? Коллеги тоже прекрасно понимают, что на сегодняшний день у нас нормативно-технические документы, которые регулируют строительство, генерируют несколько федеральных органов исполнительной власти. И, к сожалению, между этими нормативно-техническими документами бывают серьёзные разногласия. Поэтому когда проектант начинает проектировать тот или иной проект, он не знает, к какому нормативно-техническому документу прибегнуть. Когда он делает проект, обращается в экспертизу, в экспертизе на это – скажем так, как посмотрит эксперт. То есть этот нормативно-технический документ его может устроить, а этот может не устроить. И вот эта разноголосица не позволяет нам на сегодняшний день делать это одноканально. Мы точно так же теряем на этом очень много времени.

Сделан первый шаг. В результате компромиссов, которых мы достигли, всё-таки было принято решение, что реестр вот таких нормативно-технических документов будет вести Минстрой. И в законе это уже прописано. Это даст нам возможность хотя бы иметь единую базу и провести хотя бы какой-то анализ на предмет того, где у нас возникают коллизии по нормативно-техническим документам. Но в дальнейшем мы всё-таки хотели и считаем (мы как профильное министерство, Виталий Леонтьевич нас тоже в этом поддерживает), что всё-таки документы должны выходить одноканально. Тогда у нас не будет вот этих разногласий. И с точки зрения регуляторики у нас будет всё понятно.

Мы в течение этого года активизировали площадку по работе правительственной комиссии с нашими партнёрами по СНГ. Нужно сказать, что Беларусь и Казахстан уже решили эти вопросы. У нас очень похожая история, у нас очень похожи наши базы. В конечном итоге после долгих дискуссий было принято решение, что этими вопросами должен заниматься Минстрой. Поэтому просьба нас тоже в этом вопросе поддержать, потому что вопрос архиважный. Когда мы говорим о проектировании, возникает очень много коллизий.

Ещё один момент, на котором я бы хотел остановиться, заканчивая своё вступление. Очень долго на разных площадках мы отмечали, что сегодня весь мир двигается вперёд. Ряд наших серьёзных компаний, «Росатом», «Газпром нефть» (мы изучали их опыт в течение этого года) – все далеко продвинулись в плане BIM-технологий. У нас не было нигде ни одной нормы, прописанной в документах, которая позволяла бы это делать на законных основаниях, тем более принимать нашей экспертизе проектную документацию в совершенно новой модели. Это прописано в законе, который вступил в силу. Мы сделали первый шаг – прописали понятие информационной модели, возможность использования информационной модели на всех этапах жизненного цикла, поэтому здесь тоже сделан серьёзный шаг. Дальше на уровне подзаконки мы это оформим и планируем в ближайшее время очень активно двигаться. Вопрос больше чем перезрел, все контрагенты, которые работают в этом направлении, к этому готовы, тем более есть положительная практика, наработанная в том числе и нашими компаниями. Сейчас самое главное – нормативно всё оформить и сделать не исключением, а нормальным правилом, по которому работает весь мир.

Д.Медведев: Спасибо, Владимир Владимирович.

Теперь давайте послушаем представителей отрасли – собственно, тех, кого регулирует Министерство строительства.

А.Глушков (президент Национального объединения строителей): Совершенно верно отмечены позитивные изменения, которые в последнее время были приняты Государственной Думой. Безусловно, то, о чём сказали Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович в части повторного проведения экспертизы, очень востребовано профессиональным сообществом.

Чтобы этот инструмент заработал в кратчайшие сроки, необходимо, чтобы у нас появился документ, который устанавливает требования главным инженерам проектов и главным архитекторам проектов, утверждает их должностные обязанности, полномочия и их ответственность. Кроме того, по нашему мнению, должна быть определена форма этого заключения, которое даёт уполномоченное лицо, об отсутствии необходимости проведения повторной экспертизы.

В части ценообразования также всё, что было сказано, мы считаем своевременным и очень необходимым. Кроме того, данная реформа позволяет добавить расценки на те виды работ, новые технологии, которые в последнее время активно используются коллегами-строителями. На протяжении двух последних лет эта работа не велась. Сейчас возможность появления новых видов работ с новыми расценками на них активно поддерживается профессиональным сообществом.

По разделению сметной стоимости строительства и цены контракта. Это предложение, которое тоже давно назревало в профессиональном сообществе. Думаю, что это очень своевременная норма. Однако здесь требуется дополнительное правовое обеспечение, для того чтобы все заказчики могли по одинаковой методике определять и составлять сметы контракта, на основании которых подрядчики будут по укрупнённым видам работ закрывать выполненные объёмы.

Самым главным на сегодняшний момент национальным проектом среди коллег-строителей, конечно, является «Жильё и городская среда». Безусловно, все оценивают большую важность стимулирования спроса на жилищное строительство, на промышленное строительство.

Основным инструментом стимулирования, который заложен в программе, является повышение платёжеспособного спроса на жильё. К сожалению, если мы возьмём паспорт национального проекта «Ипотека» и посмотрим показатели, по которым должна двигаться сейчас ставка, эта ставка должна составлять 8,9% годовых, в то время как по факту она составляет в целом по России 10,25%, по некоторым субъектам даже выше.

В настоящее время мы предлагаем проработать меры по стимулированию ипотечного кредитования, а именно рассмотреть вопрос о предоставлении ипотечных каникул для лиц, приобретающих строящееся жильё с использованием нового механизма эскроу, развивать механизм жилищно-сберегательных вкладов, который бы позволил населению сформировать первоначальный взнос для ипотечного кредита, увеличить объём сделок секьюритизации ипотечных кредитов путём выкупа ипотечных ценных бумаг с поручительством института развития «ДОМ.РФ» и рассмотреть вопросы расширения льготных категорий граждан, имеющих право на получение ипотеки со сниженными ставками.

В июле в Нальчике мы участвовали в первом Северо-Кавказском форуме по устойчивому развитию. Практически все коллеги с Северного Кавказа отметили острый дефицит местных базовых строительных материалов. Львиная доля материалов в Ставрополе – в лучшем случае из Краснодара, а такие позиции, например, как отделочный кирпич или облицовочный кирпич, везутся аж из Подмосковья.

Поэтому с целью оптимизации затрат строителей необходимо, наверное, разработать какую-то систему радиусов доступности общих базовых строительных материалов, дабы на территории всей Российской Федерации инструменты по актуализации системы ценообразования были эффективны и применялись повсеместно.

Типовое проектирование, конечно, очень нужная и востребованная вещь, но, как правило, по крайней мере если мы возьмём позитивный опыт предыдущего периода, типовое проектирование в первую очередь опиралось на стандартные крупнопанельные варианты. Сейчас эта отрасль переживает не лучшие времена. Для того чтобы мы выполнили поручение Президента и максимально приблизились к показателям по вводу жилья, необходима, наверное, программа по реновации или актуализации тех технологий, которые используют нынешние ДСК.

Но одних технологий недостаточно. Должны появиться типовые проекты, типовые серии, которые должны быть использованы с учётом климатики, сейсмики на территории всей Российской Федерации, и, конечно, эти проекты должны касаться не только многоквартирных жилых домов, но и индивидуального домостроения, о чём Вы уже сказали.

Кроме того, необходимо поддержать граждан, которые планируют приобрести индивидуальное жильё, построенное как раз этим индустриальным методом. Потому что сейчас, по данным Минстроя, объём ипотеки, которая выдаётся на такой вид жилья, составляет всего 1% от общего объёма выданных кредитов.

Невозможно пройти мимо реформы жилищного строительства, которая состоялась в Российской Федерации. Сейчас в Российской Федерации строится порядка 130 млн кв. м жилья, из них на 1 июля требованию 30-процентной готовности (это обязательное требование, которое установлено) соответствуют 60 млн кв. м.

Но, к сожалению, на 1 июля, по информации «ДОМ.РФ», заключения о соответствии этой степени готовности получили только 14,5 млн кв. м. То есть получается, что 46,5 млн кв. м на сегодняшний момент соответствуют этим критериям, однако не могут привлекать денежные средства граждан, заморожены. Необходимо максимально оперативно процедуру выдачи заключения о соответствии данным критериям ускорить на территории всей Российской Федерации.

Кроме того, опять же по информации «ДОМ.РФ», непосредственно на эскроу-счета сейчас у нас перешли застройщики с общей площадью строительства порядка 6,5 млн кв. м, то есть за бортом 30-процентной готовности и работы по эскроу-счетам находится порядка 64 млн кв. м строящегося жилья.

По нашему мнению, целесообразно было бы определить предельный срок достижения этой 30-процентной готовности, который в ближайшее время должен быть установлен постановлением Правительства Российской Федерации, 31 декабря этого года. Это позволило бы значительно этот «хвост» из 64 млн кв. м перевести в первую часть 30-процентной готовности. Тем более что риски минимальны, потому что в данный момент застройщики, не имеющие 30-процентной готовности, не имеют права работать с денежными средствами дольщиков. За это время «ДОМ.РФ» сможет развернуть систему гарантирования, чтобы региональные проекты, которые в настоящее время не являются привлекательными для банков, имеют низкую маржинальность, смогли получить проектное финансирование.

Прошу рассмотреть озвученные предложения.

Д.Медведев: Давайте послушаем руководителя Ставропольского края – как один из примеров того, как стройки идут, в чём достоинства и недостатки текущей ситуации. Мы говорили уже на объекте с Владимиром Владимировичем и потом, во время встречи.

В.Владимиров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В первую очередь, спасибо за то, что приняли решение провести столь представительное совещание в Ставропольском крае.

Отдельно хочу сказать спасибо, Владимир Владимирович (В.Якушев), Виталий Леонтьевич (В.Мутко), за экспертизу. Потому что мы меняем одну трубу, которая ни на что не влияет (водоотвод) и обратно идём в экспертизу, и получается, опять на три месяца тянем этот проект. Это очень важное решение.

А по сметам… Знаете, когда человек вместо экскаватора разработал ручным способом, а нам правоохранительные органы пытаются эту ситуацию предъявить… Конечно, это для нас просто облегчает участие.

Но есть ещё ряд вопросов, на которых хотел бы отдельно остановиться. У нас, как и во всей стране, сегодня принято 48 региональных программ. Мы участвуем во всех 11 национальных проектах. Сегодня работаем над достижением 187 показателей.

Отдельно хочу огромное спасибо, Вероника Игоревна (В.Скворцова), Вам сказать, потому что с Минздравом мы заключили первое соглашение. В этом году мы строим большую краевую детскую поликлинику. Мы начали строительство, но, несмотря на то что я в прошлом году уже видел лимиты на этот год – 863 млн, я контракт заключил только 6 июня этого года, то есть фактически месяц назад. Почему? Четырежды мы заходили на торги, четырежды торги были снесены, 75 замечаний я получил, 61 замечание Санкт-Петербурга. Компания, которая вообще не участвовала в этих торгах, а просто каким-то способом вымогала у компании «ИНЭ-Интерсервис» (я уверен, что вымогала) денежные средства. Я не уверен, что они не вымогли эти денежные средства.

Но я зайду дальше. Мы начали торговать технадзор по этому. Торги у нас закончились – минус 224 тыс. То есть подрядчик с 5 млн опустился до минус 224 тыс., потому что он понимает, что он сейчас нам в бюджет 224 тыс. вернёт, а с 863-миллионного объекта легко вернёт деньги за подписание услуг технадзора.

Я бы очень просил всё-таки вернуться к 44-му федеральному закону. Антидемпинг. Его надо усиливать штрафными санкциями. То есть, если ты падаешь ниже 10%, ты должен не на 50% увеличивать свои залоговые обязательства, а в 5 раз. Но это нереально просто. Мы убрали эти торги, честно, сейчас пытаемся ввести свой технадзор, у нас есть свой технадзор, тем не менее такое есть.

Компании, которые участвуют в торгах. У нас сегодня любое юрлицо по закону является участником торгов – участвует оно непосредственно в процедуре контрактов или не участвует. Для развития конкуренции, наверное, это очень важно. Но давайте за необоснованные претензии, то есть заявления о каких-то нарушениях, взимать штрафы. Взяли бы 300 тыс. – 21 млн заработал бы бюджет Российской Федерации и, может быть, Ставропольского края. 75 замечаний – из них шесть обоснованных. Каждая заявка рассматривается пять рабочих дней. 75 заявлений – это, грубо говоря, 375 человеко-дней, которые потратила ФАС, потратили мы на рассмотрение этих нарушений.

Поэтому здесь я бы очень хотел вернуться к 44-му закону. Антидемпинг – усилить нужно норму, минусовые торги отменить. У меня не первый случай. У меня дорога минус 864 тыс. стоила, потому что общий контракт – 1,7 млрд. Один детский садик минус 224 тыс. стоил – технадзор. Особенно это технадзор. Или же согласовать возможность проведения технадзора силами субъекта. Деньги же мы тратим, за технадзор мы и должны отвечать, а мы зачем-то это всё выталкиваем на торги.

Хотелось бы, чтобы здесь нам немного помогли. У меня только по нацпроектам 6,2 млрд прямых капвложений на ближайшую двухлетку, это ещё без дополнительных нацпроектов. Мы сейчас пытаемся онкологический центр построить в Ставропольском крае, сделали проект, краевую больницу пытаемся, ещё две школы пытаемся по другим программам. Но сегодня 44-й закон немного не отвечает требованиям времени.

Если переходить в целом к исполнению задачи по переходу на эскроу-счета. У нас в Ставропольском крае 176 девелоперских компаний, они строили 173 жилых объекта. Мы сегодня видим ввиду перехода на эскроу-счета определённое замедление на рынке строительства, оно по городам колеблется от 5 до 20%. В этом году мы введём необходимое количество жилья, потому что мы сейчас живём временем двухлетней давности, то есть сегодня вводим дома, которые начали строить в 2016–2017 годах. Основное падение будет в 2020–2021 годах. Очень большая просьба, чтобы мы не почувствовали этого, содействовать строителям в двух направлениях.

По программе «Стимул». Социальную инфраструктуру, инженерную инфраструктуру, особенно на низкорентабельных территориях… У нас 4,5 тыс. на квадрат заработок по строителю, а скорее всего, будет 3 тыс., потому что мы на 1,5 тыс. за счёт эскроу-счетов уйдём. Нужно сегодня докапитализировать эту программу.

Инженерная инфраструктура. Виталий Леонтьевич, огромное спасибо за то, что сегодня мы можем за счёт этой программы инженерную инфраструктуру строить. Сегодня мне канализацию провести в этот микрорайон – 120 млн. С нашим бюджетом сложно сразу найти эти 120 млн. А канализация – труба-тыщёвка под всей дорогой на протяжении 6 км. Это очень дорогие услуги.

И конечно, очень большая просьба вернуться к вопросу о земельных ресурсах. Я понимаю, что изъять землю мы не можем, но понудить вовлечь её в оборот мы обязаны. Не используешь землю по назначению, не достраиваешь, имеешь объект незавершённого строительства… Мы проехали по городу – бросается в глаза: здесь не достроено, здесь не достроено. Мы везде в судах. Но, чтобы один объект «протащить» по суду, мне нужно пять-шесть лет (я здесь сносил недостроенный кинотеатр в центре города).

Получается, нам нужен инструмент понуждения. Единственный инструмент понуждения, который я вижу: давайте всё-таки дадим право регионам… Мы разработаем положение, можем стать пилотом увеличения процентной ставки по налогу на землю. Увеличу – зайдёт в долги, не будет отдавать – приду с изъятием, выкуплю по кадастровой стоимости, как положено у частника, и вовлеку землю в оборот, и будет у меня строительство.

Отдельно хочу остановиться на Ставропольском крае в части нацпроекта «Жильё». Мы сегодня видим пять площадок, на которых можно построить 9 млн кв. м жилья. Для того чтобы нам эти площадки ввести в эксплуатацию, нужна инфраструктура, нужна социалка. Если программа «Стимул» будет работать, я уверен, что мы все пять площадок сможем вовлечь к 2024 году спокойно в работу, и задачи, которые перед нами поставлены, мы точно выполним.

mslogo
Минстрой России
Источник
0
0
0

Планируете сами во всем этом разбираться?

Или нужен помощник, тот кто расскажет объяснит и научит?​

Получите индивидуальное предложение по телефону:

8 (8422) 48-35-00

Наши клиенты получают:

  • горячие новости
  • консультации по телефону
  • обучающие семинары
  • разъяснения вместе с обновлением
  • свежий ежемесячный журнал «Современное строительство и ценообразование»
  • обновление сметной программы и наполнение её новыми нормативами
  • личные консультации в вашем в офисе с нашими сертифицированными специалистами
  • поддержка 8 часов 5 дней в неделю
Наши клиенты выбирают годовую подписку на обновления т.к. у нас в течении года более доплат не требуется.

Будь

Учись, повышай свой уровень

Курсы СМЕТНОЕ ДЕЛО на базе УлГТУ
Подробнее
Cоставление смет на монтаж оборудования
Подробнее
Ценообразование в проектировании
Подробнее

Ознакомьтесь с нашим программами

Добавить комментарий