Перераспределение работ по смете. И можно и нельзя…

Перераспределение работ по смете. И можно и нельзя…

Перераспределение работ по смете. И можно и нельзя… А Вы хотели однозначный ответ?

Вопрос: Каким образом при исполнении контракта на выполнение любых строительно-монтажных работ по локальным сметным расчетам корректировать объемы? Зачастую фактическое выполнение работ отличается от объемов работ, заложенных при составлении сметных расчетов и проектировании выполнения работ на объекте в силу различных объективных причин.

При корректировке сметных расчетов может выйти следующая ситуация: цена контракта остается неизменной, а виды работ внутри сметного расчета будут перераспределены по отдельным строкам, какие-то работы будут исключены. Но еще раз отметим, что в целом цена контракта не изменится. Главная проблема в указанной ситуации состоит в том, что основания для внесения изменений в части корректировки сметного расчета не предусмотрено ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
По данной проблеме существует ряд неоднозначных мнений Минэкономразвития России, изложенных в письмах от 16.09.2014 № Д28и-1866, от 22.01.2015 № Д28и-101, от 06.03.2015 № Д28и-561, от 17.03.2015 № Д28и-736, от 22.06.2015 № Д28и-1813, от 20.07.2015 № Д28и-2057, от 10.09.2015 № ОГ-Д28-11913, от 27.11.2015 № Д28и-3532, от 17.02.2016 № Д28и-359 и т.п. Но, как известно, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, к тому же согласно изменениям, внесенными Федеральным конституционным законом от 15.02.2016 №2-ФКЗ в статью 43.4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» теперь акты федерального органа исполнительной власти, которые содержат разъяснения законодательства и обладают нормативными свойствами, разрешено обжаловать в Верховном суде РФ.

СПОРНАЯ ПРАВОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЗИЦИЯМ СМЕТЫ ПРИ СОХРАНЕНИИ ОБЩЕЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА

В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ предусматривают, что корректировке (за исключением случаев, установленных законодательством) не подлежит именно общая цена контракта.
Кроме того, согласно пп «а» п.1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ возможно снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

Ввиду изложенного, Закон № 44-ФЗ не предусматривает ограничений на изменение стоимости выполняемых работ по отдельным позициям сметы при условии непревышения общей цены контракта.
Согласно Письму Госстроя от 29.08.2013 № 9286-БМ/12/ГС «О повторном направлении на государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», учитывая, что твердые цены государственных контрактов, заключаемых по результатам торгов (аукционов), как правило, ниже начальной (предельной) стоимости объекта капитального строительства, содержащейся в проектной документации, в пределах определенной государственным контрактом твердой цены могут составляться сметы, определяющие цену работ.

Порядок составления таких смет, в том числе порядок проведения взаиморасчетов между подрядчиком и государственным заказчиком работ определяются исключительно условиями заключенных государственных контрактов.
Таким образом, если иное не установлено государственным контрактом, допускаются изменения сметной документации, а также перераспределение стоимости отдельных статей сметного расчета, в соответствии с рабочей документацией в пределах твердой договорной цены государственного контракта, не снижающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.

На основании при расчете за выполненные работы, по решению заказчика, также допускается корректировка стоимости отдельных конструктивных элементов в случае использования новых технологий или способов производства работ, при условии, что это не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.

В соответствии с Письмом Минрегиона РФ от 03.05.2011 № 8629-08/ИП-ОГ «Об определении цены государственного или муниципального контракта» взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) рекомендуется осуществлять в порядке, предусмотренном государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены, в том числе и на основании проектно-сметной документации, разработанной на стадии рабочая документация. При этом внесение изменений (переутверждение) в сводный сметный расчет стоимости строительства в пределах твердой договорной цены является прерогативой заказчика строительства.
Указанные Письма были изданы в отношении ранее действующего Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», однако Закон № 44-ФЗ содержит аналогичные положения, касающиеся твердой цены контракта
Указанная позиция подтверждается также материалами судебной практики, в частности, Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2017 по делу № А53-6816/2016.

ВАЖНАЯ ОГОВОРКА:
Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность заменять один вид работ на другой, который не предусмотрен контрактом, а в части замены материалов (оборудования) на другие только в случае, когда их качество, а также технические и функциональные характеристики улучшены по сравнению с указанными в контракте.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 июня 2016 г. N Д28и-1705 «О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ»

Заказчики имеют право предусмотреть в документации о закупке и контракте возможность перераспределить стоимость, указанную в отдельных статьях сметного расчета, при оплате выполненных работ. Такая корректировка допустима в пределах цены контракта. Однако в процессе внесения изменений смету нельзя дополнить изначально не предусмотренными в ней элементами.
В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. Возможность заменять один вид работ на другой вид работы, который не предусмотрен контрактом, Законом N 44-ФЗ не установлена.

С другой стороны, Президиум ВАС РФ постановлением от 13.05.2014 № 19371/13 признал ошибочной позицию о том, что цена контракта является твердой и подлежит оплате в изначально согласованном размере независимо от объема оказанных услуг. По мнению Президиума, поскольку цена контракта определяется применительно к согласованному в нем объему услуг, уменьшение объема услуг влечет соразмерное уменьшение цены контракта.
Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что требование о взыскании платы за не оказанные услуги удовлетворению не подлежало как необоснованное, незаконное, недобросовестное.
Иной подход, по мнению Президиума ВАС РФ, противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного оказания услуг, нарушая баланс прав и интересов сторон, и нарушает публичные интересы при оплате услуг на основании государственного контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств.
Таким образом, Президиум ВАС РФ фактически приравнял твердую договорную цену, значение которой раскрыто в пункте 6 статьи 709 ГК РФ, к иногда используемой в предпринимательской практике максимальной гарантированной цене, когда расчет за выполненные подрядчиком работы осуществляется исходя из их фактических объемов, но не выше предусмотренного договором максимального предела.

Получается, что, принимая на себя риски возможного удорожания строительства при заключении договора на условиях твердой цены, подрядчик не получает адекватной компенсации, а сами риски существенно увеличиваются, поскольку при таком подходе подрядчик уже не может перераспределить свои затраты внутри твердой сметы, покрыв издержки, связанные с выполнением в большем объеме одних работ, за счет того, что объем других работ оказался меньше.

По данному вопросу можно сформировать следующую позицию:
Условия о видах и объемах работ по контракту являются его существенными условиями. Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности изменять такие условия заключенного контракта — может измениться только условие контракта об объеме работ путем пропорционального изменения объема всех предусмотренных контрактом видов работ (но не более чем на 10%) и только, если возможность такого изменения была предусмотрена в документации о закупке и контракте.

Если в ходе исполнения контракта выяснилось, что потребность в выполнении отдельных видов работ отсутствует, при этом есть потребность в выполнении других работ, заказчик может заключить с подрядчиком соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ.

По общему правилу виды работ и объем работ по контракту являются существенными условиями контракта, которые не могут изменяться. При этом норма пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ позволяет изменять только условие об объеме работ по подписанному контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) в пределах 10% и только, если это было предусмотрено в документации о закупке и контракте. Изменять содержание, виды работ данная норма не позволяет.

Уникальное Методическое пособие по сметному делу (под общ. ред. Горячкина П.В.)

Уникальное Пособие-приложение, основанное на многолетней практике рассмотрения самых актуальных и сложных вопросов ценообразования и расчетов за выполненные работы, оно постоянно пополняется новой информацией и доступно Вам даже на экране смартфона без дополнительной платы за обновления!

Автор — президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин/ Обновляемое электронное издание, 40 файлов pdf, более 3 тысяч страниц!/ для ПК, планшетов и смартфонов.

Пособие выпущено в качестве ОБНОВЛЯЕМОГО электронного издания-приложения для стационарных и носимых устройств на базе операционных систем Windows, macOS, Android и iOS (компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны) и доступно для установки на три устройства.
Каждая глава Пособия представлена отдельным файлом pdf. При обновлении просто переписываются соответствующие файлы. В атрибутах файла указана дата обновления.

Остались вопросы звоните
Тел.  48 — 35 — 00

0
0
0

Планируете сами во всем этом разбираться?

Или нужен помощник, тот кто расскажет объяснит и научит?​

Получите индивидуальное предложение по телефону:

8 (8422) 48-35-00

Наши клиенты получают:

  • горячие новости
  • консультации по телефону
  • обучающие семинары
  • разъяснения вместе с обновлением
  • свежий ежемесячный журнал «Современное строительство и ценообразование»
  • обновление сметной программы и наполнение её новыми нормативами
  • личные консультации в вашем в офисе с нашими сертифицированными специалистами
  • поддержка 8 часов 5 дней в неделю
Наши клиенты выбирают годовую подписку на обновления т.к. у нас в течении года более доплат не требуется.

Будь

Учись, повышай свой уровень

Курсы СМЕТНОЕ ДЕЛО на базе УлГТУ
Подробнее
Cоставление смет на монтаж оборудования
Подробнее
Ценообразование в проектировании
Подробнее

Ознакомьтесь с нашим программами

Добавить комментарий