На данный момент сложилась весьма неоднозначная ситуация по стране в целом и отдельно по регионам. Нет единого нормирования цен, нет реального механизма, регулирующего «прозрачность» ценообразования. То есть, имеется в виду тот момент, что получаемая заказчиком на стартовом этапе смета от застройщика не соответствует реальным расходам, которые возникнут в ходе строительства. Как правило, разница списывается на внезапное подорожание строй. материалов, непредвиденные проблемы при строительстве и пр. Таким образом, на выходе мы получаем, энное количество не достроенных объектов со всеми вытекающими последствиями…
Как быть?
На данный момент идет реформа ценообразования, с пилотной площадкой в Башкортостане, но что это даст? По сути, это все лишь укрупнение и попытка еще больше «замутить воду» в болоте цен. В рамках реформы предполагается мониторинг по 94 позициям. Что такое 94 позиции? Это, вообще ни в какое сравнение не идет с тем, что было ранее. Шесть сборников сметных норм, довольно коряво укомплектованные в эти 94 позиции, много неточностей и неоднозначность расчетов – это лишь малое количество трудностей, которые влечет за собой данная «реформа». Понятно, что нормативы, приведенные в старых сборниках, частично устарели, все параметры требуют введения корректирующих коэффициентов и пр. Но, тем не менее, представляется весьма сомнительным невозможность актуализации сборников, без имеющего места быть укрупнения позиций. Не стоит забывать и о том, что на начальном этапе реформы М. Мень говорил о 300 000 позициях, по которым будет вестись мониторинг, а в результате – 94…
Что мы имеем на данный момент?
Неоднозначность в вопросах ценообразования, полная непрогнозируемость предстоящих затрат и никаких гарантий. Эта ситуация тщательно изучалась аналитиками компании Система, в результате чего были выявлены некоторые закономерности изменения показателей по Ульяновской области. Посмотрим более детально.
Итак, посмотрим на факты.
Обратившись к РЦЦС по Ульяновской области видим плавное увеличение индексов к заработной плате, показатель, начиная с 1 квартала 2015 и до 5 квартала 2016 вырос на 1,7. Но при этом наблюдается и такое же плавное повышение индексов, а соответственно и цен, на механизмы и материалы. Остается вопрос насколько эффективно повышение заработной платы «опередит» повышение цены на строй.товары и не ударит ли повышение цен по покупательной способности населения пока что вопрос открытый. Наблюдаем и любопытный момент. Индекс для материалов за 2 квартал 2015 резко упал, что будет отражено на диаграмме. Но при этом не наблюдалось снижения заработной платы за этот период. Вероятно, из-за курса валют было снижение закупочной стоимости, что позволило несколько демпинговать в цене по принципу «мы возьмем объемом». Индексы на механизмы также показывают некую «скачкообразность», но все же просматривается общая тенденция к увеличению стоимости.
Данные по Ульяновской области приведены в табл 1.
Период времени | Материалы РЦЦС Ул.Обл* | Заработная плата РЦЦС Ул.Обл | Механизмы РЦЦС Ул.Обл* |
I кв 2015 | 5,66 | 13,58 | 5,92 |
2 кв 2015 | 5,29 | 13,76 | 6,18 |
3 кв 2015 | 5,91 | 14,1 | 6,03 |
4 кв 2015 | 5,88 | 14,62 | 6,11 |
1 кв 2016 | 5,76 | 15,07 | 6,2 |
2 кв 2016 | 5,75 | 15,28 | 6,12 |
Табл.1 Тенденция к увеличению заработной платы и стоимости материалов по данным РЦЦС по Ульяновской области.
Представим эти параметры на графиках для наглядности. Описанный выше спад цен на материалы четко виден на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Материалы. По данным РЦЦС. Отчетливо виден «обратный пик» за 2 квартал 2015 г.
Диаграмма 2. Стойкое увеличение заработной платы по Ульяновской области (по данным РЦЦС).
Диаграмма 3. Механизмы. Прослеживается общая тенденция к увеличению индекса.
Индекс СМР это что такое?
Если рассмотренные выше индексы относились к отдельным «элементам» сметы, индекс СМР носит характер комплексный. Но применять его можно не всегда. Если строительство было приостановлено, законсервировано или произошла смена подрядчика, руководителя и пр. эти индексы не применимы. Если речь идет о расчете удорожания сметы при не разорванном цикле строительства индекс СМР применять можно и нужно. По таблице и диаграмме наблюдаем некое снижение показателя в 1 квартале 2016.
Но это данные федерального значения. Здесь говорить о тенденциях пока рано. Посмотрим, что будет дальше.
По данным ФЦЦС для Ул. Обл
Период времемени | СМР ФЦЦС для Ул.Обл* |
I кв 2015 | 5,7 |
2 кв 2015 | 5,7 |
3 кв 2015 | 5,9 |
4 кв 2015 | 6,37 |
1 кв 2016 | 6,04 |
* на примере Административные Здания |
Табл.2 Индексы СМР по данным ФЦЦС по Ульяновской области
Диаграмма 4. Изменение индекса СМР по данным ФЦЦС
Несколько иная картина наблюдается при анализе тех же индексов СМР но по данным РЦЦС. Что мы тут видим?
Период времемени | СМР РЦЦС для Ул.Обл* |
I кв 2015 | 6,64 |
2 кв 2015 | 6,85 |
3 кв 2015 | 6,93 |
4 кв 2015 | 7,02 |
1 кв 2016 | 7,06 |
2 кв 2016 | 7,18 |
* на примере Административные Здания |
Табл.3 Индексы СМР по данным РЦЦС по Ульяновской области.
Если по данным ФЦЦС наблюдался некий спад в первом квартале 2016 года, здесь мы этого не видим. А видим плавное увеличение. Это хорошо прослеживается по диаграмме 5. То есть опять нестыковка. Почему так получается, трудно сказать. Но эти нюансы важно учитывать при составлении смет. Особенно если вы можете применить и тот и другой индекс.
Диаграмма 5. Индексы СМР по РЦЦС.
Реальные цены
Это все была «присказка», «сказка» впереди. Исходя из всего вышесказанного, возникает множество вопросов, как планировать строительство, какие цены закладывать в смету, сколько средств «сверху» запланированных нужно иметь, чтобы не замораживать строителсьво. Наши специалисты подготовили список актуальных действующих цен по Ульяновской области, они приведены в таблице 4. Как мы видим, есть некоторые изменения в цене по состоянию на 2016 год. Это было видно и на графиках, но в данном случае, это реальные цифры, которые можно применить при расчете сметы.
Шифр | Наименование | Единица измерений | Интернет/телефон. (Ульяновские поставщики) | тер + индексы 2 кв 2016 |
101-2472 | Растворитель марки N 646 | т | 44900 | 60270,98 |
101-2488 | Лента ФУМ | кг | 550-1100 | 2294,48 |
101-3647 | Линолеум ARMSTRONG, ПВХ, толщиной 2,0 мм | м2 | 1219 | 870,49 |
101-6008 | Плинтус потолочный из пенопласта, размером 45х45 мм | м | 20 | 22,6 |
101-3603 | Ковролин БЕРБЕР АЙСБЕРГ, шириной 4 м на натуральной джутовой основе | м2 | 880 | 671,6 |
101-4663 | Ламинированное напольное покрытие марки <Tarkett>, 32 класс износостойкости, толщина 8 мм | м2 | 554 | 709,61 |
101-0601 | Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная | т | 44500 | 30590,92 |
101-0653 | Плиты древесноволокнистые мокрого способа производства мягкие М-2 толщиной 16 мм | 1000 м2 | 12485 -19720 | 28146,54 |
101-2436 | Шпаклевка <Фугенфюллер-Гидро>, КНАУФ | кг | 37 | 36,8 |
10888801-0404 | Краска для наружных работ черная, марок МА-015, ПФ-014 | т | 71120 | 92140,82 |
101-1306 | Портландцемент общестроительного назначения бездобавочный, марки 500 | т | 5400 | 3241,04 |
101-4740 | Проволока черная диаметром 2,0 мм | т | 47800 | 31152,35 |
101-3686 | Швеллеры N 12 сталь марки Ст3пс | т | 28400 | 45024,57 |
101-3851 | Профилированный настил оцинкованный С15-800-0,6 | т | 44376 | 27533,93 |
102-0048 | Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150, мм толщиной 19-22 мм, II сорта | м3 | 6000 | 7801,2 |
201-1196 | Сэндвич-панель трехслойная кровельная <Металл Профиль> с наполнителем из минеральной ваты (НГ) плотностью 110кг/м3, марка МП ТСП-K, толщина 120 мм, тип покрытия полиэстер, толщина металлических облицовок 0,7 мм (Россия) | м2 | 1218 | 1524,1 |
401-0011 | Бетон тяжелый, класс В30 (М400) | м3 | 3950 | 4555,84 |
401-0006 | Бетон тяжелый, класс В15 (М200) | м3 | 2900 | 3404,8 |
403-0693 | Плиты перекрытий железобетонные | м3 | 6477 | 17693,84 |
408-0004 | Щебень из природного камня для строительных работ марка 1400, фракция 40-70 мм | м3 | 1250 за тонну | 789,24 |
408-0103 | Гравий для строительных работ марка Др.8, фракция 20-40 мм | м3 | 350-600 | 319,58 |
408-0166 | Песок для строительных работ из отсевов дробления, марка 800 средний | м3 | 400-500 | 548,78 |
409-0073 | Щебень шлаковый для дорожного строительства, фракция 20-40 мм, марка 800 | м3 | 990 | 580,29 |
410-0001 | Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка I, тип А | т | 2891 | 2608,03 |
Табл. 4. Цены на строительные материалы по Ульяновской области.
Как мы видим, разброс цен довольно большой. Тут тоже работает принцип «уточните у оператора». Цена, представленная в Интернете, может отличаться от реальной стоимости товара. К тому же цена будет отличаться и в разных регионах. Это связано с общей ситуацией по стране. Рассчитывая смету необходимо, учитывать все нюансы, оперируя нормативными документами и реальными цифрами, ведь ошибка при составлении сметы может вылиться в нехватку средств на следующий этап строительства и заморозку объекта.